Вегетативные органы растений
Лекция 6 (2 часа). Корень и корневые системы. Анатомическое строение корня.
Цель: изучить особенности морфологического и анатомического строения корня .
Вопросы для рассмотрения.
1. Понятие о корне, его происхождении.
2. Функции корня.
3. Виды корней и корневых систем.
4. Видоизменения корней.
5. Строение молодого корешка. Зоны корня.
6. Первичное анатомическое строение корня.
7. Вторичное анатомическое строение корня.
8. Третичное анатомическое строение корня.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: корневые системы, воздушные корни, опорные корни, корни эпифитов, контрактильные корни, корнеплоды, корневые шишки, микориза. первичное анатомическое строение корня ириса, лютика; появление камбия в молодом корешке бобов; вторичное строение корня тыквы; анатомическое строение корнеплодов; строение молодого корешка пшеницы.
Лекция 7 (2 часа). Самостоятельная работа. Побег и почка, ветвление побегов.
Цель: изучить классификацию и внутреннее строение почек; изучить виды побегов и их развитие.
Вопросы для рассмотрения.
1. Виды почек и почкорасположение.
2. Внутреннее строение почек.
3. Структура побега, виды побегов.
4. Развитие побега из почки.
5. Ветвление побега.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: строение побега, строение почки, типы почек, акротония, мезотония и базитомия; типы ветвления побега; кущение злаков.
Лекция 8 (2 часа). Самостоятельная работа. Стебель. Первичное и вторичное анатомическое строение стебля.
Цель: изучить особенности внешнего и внутреннего строения стебля, определить их многообразие.
Вопросы для рассмотрения.
1. Определение стебля как вегетативного органа.
2. Функции стебля.
3. Типы стеблей по строению, поперечному сечению, расположению в пространстве.
4. Общие черты анатомического строения стебля.
5. Анатомическое строение стеблей однодольных растений.
6. Анатомическое строение стеблей травянистых двудольных растений пучкового и непучкового типа.
7. Анатомическое строение стеблей древесных двудольных растений.
8. Анатомическое строение стеблей хвойных растений.
9. Эволюция стелы.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: расположение стебля в пространстве; форма стеблей, дифференциация тканей в первичную структуру стебля элодеи канадской; стебель подсолнечника однолетнего; стебель льна; стебель кукурузы; стебель ржи посевной.
Лекция 9 (2 часа). Самостоятельная работа. Лист – фотосинтезирующий орган растения.
Цель: изучить особенности внешнего строения листа, его параметры, особые формы, изучить классификацию листьев; особенности внутреннего строения листа растений разных систематических групп, проследить изменчивость структуры в зависимости от экологических условий.
Вопросы для рассмотрения.
1. Определение листа, его функции.
2. Части листа.
3. Способы прикрепления листа к стеблю.
4. Классификация листьев, особые формы.
5. Параметры листа.
6. Разнообразие листьев.
7. Анатомическое строение листа двудольных растений.
8. Анатомическое строение листа однодольных растений.
9. Сравнительная характеристика мезоструктуры световых и теневых листьев.
10. Особенности строения листьев растений разных экологических групп.
11. Анатомическое строение листьев хвойных растений.
12. Онтогенез листа.
13. Листопад.
Учебно-методические материалы.
Таблицы: формы листовой пластинки, верхушка, основание и край листовой пластинки; части листа; прилистники, жилкование листьев, гетерофиллия, анизофиллия, листовая мозаика, дробление листовой пластинки, сложные листья, анатомическое строение листа ириса германского, лист плюща, листа кувшинки, листа брусники, листа сосны обыкновенной.