Задание
Произнесите вслух фразы, которые приводятся ниже. Проследите, как наличие двойных звуков ф, в изменяет смысл слова и всей фразы. (Напоминаем: двойные согласные щелевые звуки произносятся более длительно. С помощью зеркала проверьте артикуляцию звуков ф, в: верхняя губа касается середины нижних зубов, верхние зубы обязательно обнажены.)
Водить за нос
Вводить в курс дела
Верх дома
Вверх по лестнице
Вернуть долг
Ввернуть словечко
Чистый воздух
Выстрелить в воздух [вв]
Простой фокус
Попасть в фокус [фф]
Февраль наступил
В февральские дни [фф]
Валиться набок
Ввалиться в комнату [вв]
Хороший фильм
Сняться в фильме [фф]
Так как зубно-губные в, ф нередко подменяются в произношении губно-губными б, п, рекомендуем в целях освоения различия в артикуляции этих согласных использовать для упражнений слова и словосочетания, в которых звуки б и в, ф и л стоят рядом: обводить, обварить, обвенчаться, обвалять, обводнение, вбивать, вбрасывать, впитывать [фпитывать], вперемежку [фперемежку]; играть в баскетбол, вхожу в бар, прыгнуть в бездну, положить в пакет [фпакет], смотреть в пол [фпол], в путь-дорогу [фпуть-дорогу] и др.
228. Упражняясь в приземлении данного речевого материала, просклонять, а глаголы проспрягать.
обводнение
обвиваю
обводнения
обвиваешь
обводнению
обвивает
обводнение
обвиваем
обводнением
обвиваете
об обводненнии
обвивают
Работая над произношением звуков, тщательно следите за артикуляцией гласных как в ударном, так и в безударном положении.
Задание
Отрабатывая согласные звуки ф, в на пословицах и стихотворных текстах, проанализируйте их по смыслу; разделите фразы на речевые звенья, выявите важные по смыслу слова. Прочтите несколько раз вслух каждую пословицу и каждый текст. Следите за произношением гласных как в ударном, так и в безударных слогах.