Задание

Произнесите вслух фразы, которые приводятся ниже. Проследите, как наличие двойных звуков ф, в изменяет смысл слова и всей фразы. (Напоминаем: двойные согласные щелевые звуки произносятся более длительно. С помощью зеркала проверьте артикуляцию звуков ф, в: верхняя губа касается середины нижних зубов, верхние зубы обязательно обнажены.)

Водить за нос

Вводить в курс дела

Верх дома

Вверх по лестнице

Вернуть долг

Ввернуть словечко

Чистый воздух

Выстрелить в воздух [вв]

Простой фокус

Попасть в фокус [фф]

Февраль наступил

В февральские дни [фф]

Валиться набок

Ввалиться в комнату [вв]

Хороший фильм

Сняться в фильме [фф]

 

Так как зубно-губные в, ф нередко подменяются в произношении губно-губными б, п, рекомендуем в целях освоения различия в артикуляции этих согласных использовать для упражнений слова и словосочетания, в которых звуки б и в, ф и л стоят рядом: обводить, обварить, обвенчаться, обвалять, обводнение, вбивать, вбрасывать, впитывать [фпитывать], вперемежку [фперемежку]; играть в баскетбол, вхожу в бар, прыгнуть в бездну, положить в пакет [фпакет], смотреть в пол [фпол], в путь-дорогу [фпуть-дорогу] и др.

228. Упражняясь в приземлении данного речевого материала, просклонять, а глаголы проспрягать.

обводнение

обвиваю

обводнения

обвиваешь

обводнению

обвивает

обводнение

обвиваем

обводнением

обвиваете

об обводненнии

обвивают

 

Работая над произношением звуков, тщательно следите за артикуляцией гласных как в ударном, так и в безударном положении.

Задание

Отрабатывая согласные звуки ф, в на пословицах и стихотворных текстах, проанализируйте их по смыслу; разделите фразы на речевые звенья, выявите важные по смыслу слова. Прочтите несколько раз вслух каждую пословицу и каждый текст. Следите за произношением гласных как в ударном, так и в безударных слогах.