Примерное содержание элективного курса
«Основы музейной деятельности»
Вводное занятие. 1 час.
Музей как междисциплинарное знание. Музееведение в системе наук. Музей в системе культуры. Музей как институт социальной памяти.
Тема 1. История развития музейного дела. 4 часа.
1.1. История развития музейного дела. 1 час.
1.2. Происхождение музея, музеи античного мира, эпохи Возрождения, первые национальные музеи, крупнейшие западноевропейские музеи. 1 час.
1.3. История развития музейного дела в России. Профили и типы музеев. Формирование и современное состояние сети музеев Ярославской области. 1 час.
1.4. Специфика школьных музеев. 1 час.
Тема 2. Основные направления и формы музейной деятельности. 2 часа
2.1. Знакомство с музейными профессиями. Экскурсия в отделы музея. 2 часа
Тема 3. Научно-исследовательская деятельность музеев. 6 часа
3.1. Работа в библиотеке. 1 час
3.2. Работа в архиве, переписка. 1 час
3.3. Экспедиции как форма музейной работы 1 час
3.4. Вспомогательные исторические дисциплины в исследовательской деятельности музеев. 1 час.
3.5. Виды научно-исследовательской деятельности музеев. Семинарское занятие 1 час
Тема 4. Охрана культурного и природного наследия. (включая реставрационные и консервационные работы). 2 часа.
4.1. Ключевые вопросы законодательства РФ о музейных фондах и музеях, основные термины. 1 час.
4.2 Реставрационные и консервационные работы как одна из составляющих политики государства по сохранению природного и культурного наследия. Охрана памятников истории и культуры в Ярославской области. 1 час.
Тема 5. Музейный предмет и способы его изучения. 3 часа.
5.1. Понятие музейного предмета. Этапы изучения музейных предметов. 1 час.
5.2. Методы изучения музейного предмета: атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация, описание. 1 час.
5.3. Описание музейного предмета. 1 час.
Тема 6. Фондовая работа. 4 часа.
6.1. Цели и задачи фондовой работы в музее, основные направления. Комплектование музейных коллекций: основные понятия, принципы, методика. 1 час.
6.2. Учет музейных предметов, как одно из основных направлений фондовой работы в музее. Документы, регламентирующие учет музейных предметов.
6.3. Виды формы, методы учета музейных предметов. 1 час.
6.4. Хранение музейных фондов. 1 час.
Тема 7. Экспозиционная работа. 5 часов
7.1. Основы проектирования музейных экспозиций. 1 час.
7.2. Этапы создания экспозиции. Тематико-экспозиционный план. 1 час.
7.3. Монтаж экспозиции, основные требования к размещению экспонатов на экспозиции. 1 час.
7.4. Текст в экспозиции: виды и функции, правила составления. 1 час.
7.5. Создание музейной экспозиции. Практическое занятие 1 час.
Тема 8. Просветительская деятельность музеев: работа с аудиторией. 5 час.
8.1. Понятие экскурсионной деятельности. Основные требования к проведению экскурсии. 1 час.
8.2. Этапы подготовки экскурсии и методы ее проведения. 1 час.
8.3. Методика проведения экскурсии. 1 час.
8.4. Подготовка и проведение экскурсии. Практическое занятие. 1 час.
8.5. Виды научно-просветительской деятельности музеев (лекции, интерактивные мероприятия, конференции, издательская деятельность). 1 час.
Тема 9 Современные формы работы музеев.
9.1. Новые информационные технологии в музейной деятельности. Формирование музейных электронных информационных ресурсов. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности. 1 час.
Итоговое занятие. «Мы создаем музей». Деловая игра. 2 часа.
Учебно-тематический план
№ п/п | наименование разделов, тем | всего часов | Лекционных часов | Практических часов | Форма урока | формы контроля |
Вводное занятие. | Беседа | |||||
История развития музейного дела. | Лекция с элементами беседы. Работа со словарем. | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Происхождение музея, музеи античного мира, эпохи Возрождения, первые национальные музеи, крупнейшие западноевропейские музеи. Профили и типы музеев. | 0,5 | 0,5 | Диалогическая лекция. Работа в группах с иллюстративным материалом по определению профиля музея. Работа со словарем. | Представление итогов групповой работы: определение и характеристика профиля музея | ||
История развития музейного дела в России. Формирование и современное состояние сети музеев Ярославской области. | Лекция с элементами беседы. Работа со словарем. | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Специфика школьных музеев. | 0,5 | 0,5 | Работа с тестами. Работа со словарем. Экскурсия в отделы музея. | анкета | ||
Основные направления и формы музейной деятельности. | эссе "Музейные профессии" | |||||
Работа в библиотеке | 0,5 | 0,5 | Диалогическая лекция. Индивидуальная работа с библиотечными каталогами. Работа со словарем. | Составление картотеки по заданной теме. | ||
Работа в архиве, переписка | 0,5 | 0,5 | Лекция с элементами беседы. Работа в группах по составлению вариантов писем и ответов по музейной деятельности. Работа со словарем. | Лабораторно-практическое занятие. | ||
Экспедиции, как форма музейной работы | 0,5 | 0,5 | Лекция с элементами беседы. Работа в группах по составлению экспедиционной документации. | Ведение полевого дневника экспедиции | ||
Вспомогательные исторические дисциплины в исследовательской деятельности музеев. | 0,5 | 0,5 | Лекция с элементами беседы. Работа с научной литературой, историческими источниками, иллюстративным материалом | Работа со словарем | ||
Виды научно-исследовательской деятельности музеев | Семинарское занятие | подготовка и выступление учащихся с сообщениями по предложенным темам | ||||
Ключевые вопросы законодательства РФ об охране памятников истории и культуры | Групповая работа с текстами законодательных актов | Анализ предложенных документов | ||||
Реставрационные и консервационные работы по сохранению природного и культурного наследия. Охрана памятников архитектуры в Ярославской области | Диалогическая лекция. | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Понятие музейного предмета. Этапы изучения музейных предметов | Лекция с элементами беседы | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Методы изучения музейного предмета: атрибуция, классификация, систематизация, интерпретация, описание. | 0,5 | 0,5 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа с музейным предметом | |||
Описание музейного предмета | Практическая работа по составлению описания музейных предметов разных видов. | Представление научного описания музейного предмета | ||||
Цели и задачи фондовой работы в музее, основные направления. Комплектование музейных коллекций: основные понятия, принципы, методика | Лекция с элементами беседы | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Учет музейных предметов, как одно из основных направлений фондовой работы в музее. Документы, регламентирующие учет музейных предметов | Лекция с элементами беседы | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Виды, формы, методы учета музейных предметов | Практическая работа с книгой поступлений, инвентарными карточками | составление инвентарной карточки | ||||
Хранение музейных фондов. | 0,5 | 0,5 | Диалогическая лекция. Практическое занятие в школьном музее, кабинете истории. | Составление правил хранения для коллекций из различных материалов | ||
Основы проектирования музейных экспозиций | Лекция с элементами беседы | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Этапы создания экспозиции. Тематико-экспозиционный план | 0,5 | 0,5 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа по составлению тематико-экспозиционного плана | Представление итогов групповой работы: тематико-экспозиционный план одного из разделов экспозиции | ||
Монтаж экспозиции, основные требования к размещению экспонатов на экспозиции | 0,5 | 0,5 | Диалогическая лекция. Практическая работа по анализу экспозиции школьного музея или выставочного комплекса в школе | Аналитическая справка | ||
Текст в экспозиции: виды, функции, правила составления | 0,5 | 0,5 | Диалогическая лекция. Практическая работа по составлению этикетажа и текстов | Работа с терминами, составление текстов, этикеток. | ||
Создание музейной экспозиции | Практическое занятие. | Создание одного из разделов виртуальной экспозиции, выставки | ||||
Понятие экскурсионной деятельности. Основные требования к проведению экскурсии | 0,5 | 0,5 | Диалогическая лекция. Практическое занятие по определению профессиональных качеств экскурсовода | Написать эссе "Портрет экскурсовода" | ||
Этапы подготовки экскурсии | 0,5 | 0,5 | Диалогическая лекция, работа со словарем, практическое занятие по составлению маршрута | конспект лекции, записи в словаре, разработка маршрута экскурсии | ||
Методика проведения экскурсии | 0,5 | 0,5 | Лекция с элементами беседы, практическое занятие в школьном музее, кабинете истории, на выставке. Отработка методических приемов ведения экскурсии. | конспект лекции, записи в словаре. Фрагмент проведения экскурсии с использованием методов показа и рассказа | ||
Подготовка и проведение экскурсии | Практическое занятие. Разработка и проведение экскурсии по заданной теме | Проведение экскурсии | ||||
Виды научно-просветительской деятельности | Диалогическая лекция | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Новые информационные технологии в музейной деятельности. Формирование музейных электронных информационных ресурсов. Менеджмент и маркетинг в музее | Лекция с элементами беседы | конспект лекции, записи в словаре | ||||
Итоговое занятие. «Мы создаем музей» | Групповая работа по подготовке и презентации проекта музея. | представление и защита проекта | ||||
Рекомендации к проведению отдельных занятий по курсу
«Основы музейной деятельности»