Боги подземного мира

Властелином нижнего мира является - Чернобог - бог тьмы, зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека.

Велес - бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных. Его представляли могучим великаном с длинными волосами и бородой. Он дает людям талант, высокий рост, хороший голос, тонкий слух. Велес породнил человека с животными, научил использовать их в хозяйстве. Он был покровителем вещунов и певцов. Земледельцы в дар богу всегда оставляли на поле «бороду» - клочок несжатых колосьев.

Жиж - бог огня. Живет он под землей, занят тем, что расхаживает и выпускает из себя огонь. Если ходит медленно, то земля согревается, а если быстро, разогревается слишком сильно, из-за чего возникают пожары, которые уничтожают леса, сенокосы, сушат огороды, поля становятся бесплодными. Когда говорят: «Жиж повадился» - значит, стали частыми засуха или пожары; «Прилипчивый, как Жиж»; «Жижка села» - это о высыпаниях или лишаях на теле.

Ох - маленький, бородатый божок, который живет под землей. Любит людей и всегда готов прийти им на помощь. Если кто-то, горюя, вздохнет: «Ох!», он выйдет из-под земли и спросит: «Чего требуешь?» И если человек не испугается и скажет, чего хочет, Ох выполнит его просьбу.

Кладник - подземный бог, который охраняет сокровища, клады. Это старик небольшого роста. Живет в подземных дворцах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Одевается в серебряные одежды, носит золотые сапоги и золотую коническую шапку, опирается на посох из чистого серебра. Не любит тех, кто хочет завладеть его богатствами, и губит их. Он превращает поля в болота, чтобы помешать людям искать клады. Кто переступает границы болота - гибнет, так и не найдя сокровища.

Людям помогает бог осени - Житень, которого белорусы представляют не очень грозным и всегда чем-то недовольным. Житень - пожилой, небольшого роста мужчина, худой, костлявый, с растрепанными волосами, с тремя глазами (третий глаз на затылке); ходит очень тихо, согнувшись. Бродит он по полям и осматривает, хорошо ли убраны, и если найдет на жнивье колосья, то собирает их, связывает в сноп и переносит на чисто убранное поле. На следующий год там, где Житень нашел брошенные колосья, будет неурожай, и, наоборот, большой урожай будет на том поле, где он оставил сноп.

Временами Житень является белорусам в виде нищего с суровым лицом и грозит пальцем каждому встречному. Этим он предупреждает, что скоро будет всеобщий голод или неурожай, надо запасаться хлебом.

Зюзя - бог зимы. От глагола «зюзеть» - мерзнуть, околевать от мороза. Белорусы представляют Зюзю так: старый, с белыми, как снег, волосами и такой же длинной бородой, низенький, толстый, в белой теплой одежде, однако ноги его босые и голова ничем не покрыта. В руке носит железную булаву. Зюзя большую часть зимы проводит в лесу. Иногда заходит в деревню по разным причинам: чтобы предупредить крестьян о суровой зиме в будущем году, помочь кому-нибудь - например, спасти от холода бедную семью или просто поесть кутьи. Белорусы уважают Зюзю. Чтобы задобрить его, люди в канун Нового года откладывают немного кутьи в отдельную миску и оставляют на ночь на столе, приговаривая: «Зюзя на дворе - кутья на столе».

Зюзя, рассердившись на людей, так стучит своей булавой о какой-нибудь пень, что и дома трескаются. Если кто-то в это время находится в лесу и спросит: «Кто это там стучит?» - услышит ответ: «Сам Зюзя стучит, людей стыдит!»

Помощник бога зимы - Мороз (Дед Мороз, Ледяной Дед). Это старик с синим или красным носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды сосульки чуть ли не до земли. Иней - это пыль, что сыплется с Мороза.

Мороз любит бороться с солнцем, но не может его победить. Солнце любит пошутить с Морозом, а он злится и зовет на подмогу ветер. Зюзя посылает Мороза на помощь людям: настелить мосты через реки, озера, болота, принести здоровый воздух. Мороз крепчает - лед толстеет. Но и толстый лед стонет, когда он идет по нему. Это слышат все, кто живет вблизи реки, озера или пруда, на заре или когда восходит солнце. Треск и стуки в хате зимой приписывают Морозу, который имеет привычку присесть передохнуть на крестьянский дом. Чтобы задобрить Деда Мороза, на Коляды белорусы приглашают его в дом поесть кутьи. Хозяин открывает окно и, высунувшись из него, зовет «Мороз! Мороз! Иди кутью кушать. Летом не бывай, по межам не ходи, яровые не губи».

Летом Мороз прячется под колодой. Если же он является поздней весной или ранней осенью, а уж тем более летом, значит, его послали злые духи.

Навье

В мире Навье всем заправляет богиня смерти - Паляндра. Паляндра находится во вражде с людьми и поэтому бывает рада, когда они умирают: она появляется в виде чудовищной женщины в домах умирающих и забирает их души. Души эти она передает Бабе Юге, с которой они очень дружны и даже вместе разъезжают в одной железной ступе. Проклиная кого-либо, белорусы восклицают: «Чтоб тебя Паляндра забрала».

Морена - смерть, которая вместе с морозами хозяйничает всю зиму на земле. С приходом богини весны Ляли заканчивается ее господство.

Трасца - название череды духов, которые наводят на людей разные болезни. Они выходят из земли и бродят по свету весной и осенью. Это двенадцать сестер разного возраста. Время от времени они собираются на лесной поляне и там обсуждают свои дела. Трасца смертельная обязательно доводит до смерти. Трасца внутренняя поражает внутренние органы. Трасца поверхностная наводит болезни кожи. Трасца костевая сопровождается ломотой в костях. Трасца пудовая возникает от испуга. Трасца весенняя - господствует весной. Трасца листопадная, или осенняя, одна из самых назойливых. Трасца гороховая находит на человека во время цветения гороха. В названиях четырех трасц - осиновой, можжевельниковой, огневой, ледовой - заключен способ противодействия этим духам: осина, можжевельник, тепло, холод.

Как и боги неба, боги нижнего мира активно участвуют в жизни людей. Они также могут явиться перед человеком сами, но чаще действуют через своих помощников духов.

Вестником Велеса является волк. В давние времена волков считали посланниками бога. Приносили им жертвы, обычно в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. Утром шли посмотреть, не отказались ли от их подарка лесные хозяева. Волки от подобного подарка никогда не отказывались.

При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первыми, то он никогда не нападет, а перебежит дорогу - это к добру, удаче. Если волк пробежит возле села или через него перед закатом солнца, то ночь будет доброю для всех сельчан.

За службу Велесу волкам полагалась в награду убийство домашних животных. Обычно волк тащит из стада тех животных, на которых получил разрешение от своего хозяина. Но случается всякое. Жила-была одна вдова. Была у нее черная с лысиной корова. На нее и пал выбор Велеса. Узнала про это вдова. Соседи посоветовали ей замазать лысину у коровы чем-нибудь черным. Вдова так и сделала. Пришел в стадо волк, искал-искал черную корову с лысинкой и не нашел.

Пошел он к Велесу и стал жаловаться, что не нашел такой коровы. Бог знал, что за шутку сыграли с волком, и посоветовал ему съесть черную корову. Пошел волк снова в стадо искать уже черную корову. А вдова тем временем вымыла у коровы лысинку. И в этот раз не нашел волк своей коровы. Долго так ходил он, искал корову то с лысинкой, то черную - а вдова все обманывала его - и умер волк от голода.