Эволюционные теории психического развития.

2. Нормативный подход к исследованию психики человека.

3. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлер.

4. Отождествление научения и развития в теории Б. Скиннера, Э. Торндайка и др.

5. Теории социального научения.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключается сущность биогенетического принципа в психологии?

2. Объясните, в чем возможности применения теоретических положений нормативного подхода для практической и исследовательской работы с детьми?

3. Сравните классическое и оперантное обусловливание.

4. В чем заключается принципиальное различие понятия «социализация» в биогенетических и социогенетических концепциях психического развития?

5. Объясните, как создатели теории социального научения расширили диапазон теории научения и как в теории социального научения используются понятия подражания и следования поведению модели?

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.

2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.

3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.

5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.

6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.

7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1999.

Практическое задание:

1.Продолжите следующие высказывания:

а) закон теории рекапитуляции Геккеля Э. гласит, что….;

б) Клапаред Эд. Утверждал, что чем продолжительнее детство, тем ….;

в) в своем развитии, по Холлу Ст., ребенок должен изжить ….;

г) закон детского развития Гезелла А. заключается в том, что ….;

д) в 1916 году Термен Л. ввел понятие ….;

е) различие отрицательного поведения от наказания Скиннер Б. видит в том, что ….;

ж) Бандура А. Отмечает, что у ребенка в результате наблюдения за поведением других строятся ….;

з) центральным понятием теории Сирса Р. является понятие …. .

2.Обоснуйте высказывание Бюлер К.:

« В ходе эволюции отмечается переход удовольствия с конца на начало».

3.Докажите, что можно говорить о теории К. Бюлера как о концепции рекапитуляции?

4.Опишите:

а) как родителю с помощью систематического подкрепления можно научить малыша самостоятельно одеваться;

б) как учителю с помощью жетонной системы можно добиться хорошей дисциплины в проблемном классе;

в) как отучить подросткам классную руководительницу вести с ними «душеспасительные» беседы, которые они воспринимали с отвращением и всячески избегали.

5.Творческое задание.

На основе материалов текущей периодики подберите примеры зависимого поведения в детско-родительских отношениях.