Эволюционные теории психического развития.
2. Нормативный подход к исследованию психики человека.
3. Теория трех ступеней детского развития К. Бюлер.
4. Отождествление научения и развития в теории Б. Скиннера, Э. Торндайка и др.
5. Теории социального научения.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем заключается сущность биогенетического принципа в психологии?
2. Объясните, в чем возможности применения теоретических положений нормативного подхода для практической и исследовательской работы с детьми?
3. Сравните классическое и оперантное обусловливание.
4. В чем заключается принципиальное различие понятия «социализация» в биогенетических и социогенетических концепциях психического развития?
5. Объясните, как создатели теории социального научения расширили диапазон теории научения и как в теории социального научения используются понятия подражания и следования поведению модели?
Литература:
1. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. А.В. Петровского. –М., 1979.
2. Возрастная и педагогическая психология./ под ред. М.В. Гамезо. –М., 1984.
3. Годфруа Ж. Что такое психология? –М., 1992. т.2
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. –М., 1999.
5. Крайг Г. Психология развития. С.-Пб., 2000.
6. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. / Хрестоматия. –М., 1994.
7. Ярошевский М.Г. История психологии. – М., 1999.
Практическое задание:
1.Продолжите следующие высказывания:
а) закон теории рекапитуляции Геккеля Э. гласит, что….;
б) Клапаред Эд. Утверждал, что чем продолжительнее детство, тем ….;
в) в своем развитии, по Холлу Ст., ребенок должен изжить ….;
г) закон детского развития Гезелла А. заключается в том, что ….;
д) в 1916 году Термен Л. ввел понятие ….;
е) различие отрицательного поведения от наказания Скиннер Б. видит в том, что ….;
ж) Бандура А. Отмечает, что у ребенка в результате наблюдения за поведением других строятся ….;
з) центральным понятием теории Сирса Р. является понятие …. .
2.Обоснуйте высказывание Бюлер К.:
« В ходе эволюции отмечается переход удовольствия с конца на начало».
3.Докажите, что можно говорить о теории К. Бюлера как о концепции рекапитуляции?
4.Опишите:
а) как родителю с помощью систематического подкрепления можно научить малыша самостоятельно одеваться;
б) как учителю с помощью жетонной системы можно добиться хорошей дисциплины в проблемном классе;
в) как отучить подросткам классную руководительницу вести с ними «душеспасительные» беседы, которые они воспринимали с отвращением и всячески избегали.
5.Творческое задание.
На основе материалов текущей периодики подберите примеры зависимого поведения в детско-родительских отношениях.