Тема 5. Индивидные свойства человека и особенности регуляции поведения

Лекции - 6 часов

Семинары – 4 часа

Содержание темы.Структура личности и различные методологические подходы к ее изучению в психологии. Общая схема индивидных свойств человека (Б.Г. Ананьев), периодизация развития, индивид – личность – индивидуальность. Общие особенности регуляции поведения человека. Формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов (И.М. Палей, В. К. Гербачевский). Индивидные свойства (тип нервной системы, конституция, задатки, экстраверсия или интроверсия и т.п.) и диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения. Влияние превращения индивидных свойств в «знаки» на изменение их функции в регуляции динамики поведения и развития личности.Индивидные свойства человека как автономно регулирующиеся подсистемы индивида, подчиненные децентрализованному управлению. Значение централизованного и децентрализованного управления поведением. Общая активность индивида как психодинамическая характеристика его поведения и освоение внешней действительности (В.Д. Небылицин). Использование индивидных свойств в качестве «знаков», «средств», с помощью которых человек, овладевает и корректирует индивидные особенности, как основа происхождения «индивидуальных стилей» в онтогенезе поведения личности, компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям. Индивидуальность личности и ее жизненный путь. Индивидуальный стиль как индивидуально своеобразная система психологических средств. Психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением.

Методические указания. Асмолов:

Эволюционный аспект изучения индивидуальных различий между людьми:

Алексеев – существует 2 точки зрения: естественный отбор – основная движущая сила эволюции; такого влияния с развитием общества почти нет. Алексеев – рассеивающий отбор (поддерживает вариации) – закрепление вариаций – потенциальная возможность творческого развития.

- Чем больше развита культура – тем больше развитие. Критерий прогресса – рост вариативности в этой системе. Чтобы развиваться вариативно – групповой способ жизни (общество).

В каждой системе – сохранение и изменения. Эволюция: сохранение – адаптация (типовая ситуация). Сохранение – формы эволюция, но изменение нужно (нетипичные ситуации). Раздвоение – бифуркация. Сохранение: опыт, навык, автоматизм, стереотип (обычай, церемония, ритуал, приписывание). Пограничная ситуация (критические): стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Избыточная форма активности – игра (скачки эволюции – избыточная активность). Смеховые действия – отброс реальности, неадаптивные действия. Преадаптивные формы культуры