Семинар
тема 4. Движущие силы и периодизация развития личности.
1. Представление о развитии в различных направлениях психологии. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С.Выготский). Жизненный путь человека как история развития личности и субъекта деятельности. Влияние жизненного пути человека, на его онтогенетическую эволюцию (Б.Г.Ананьев). Психологический возраст.
2. Основы ориентации изучения периодизации развития личности в зарубежной психологии. Биологическая ориентация. Концепция развития ребенка С.Холла: закон рекапитуляции; фазы развития личности. Психодинамическая ориентация. Представления об этапах психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона: эпигенетический принцип развития. Положения о психосоциальной идентичности личности как критерия ее зрелости, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности. Когнитивная ориентация. Основные положения концепции развития морального сознания личности.
3. Принцип саморазвития деятельности как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности в отечественной психологии. Положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Положение Д.Н.Узнадзе о функциональной тенденции как источнике саморазвития поведения личности. Выделение функциональных потребностей, их характеристика и экспериментальное исследование (потребность во впечатлениях /Л.И.Божович/, потребность в общении /М.И.Лисина/). Перспективы изучения механизмов саморазвития деятельности.
4.Проблема периодизации развития личности и отечественной психологии. Понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н.Леонтьев). Противоречие между мотивационно-потребностной и интеллектуально-познавательной сферами как движущее противоречие в развитии личности. Схема периодизации психического развития личности в детском возрасте (Д.Б.Эльконин). Разработка представления о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В.Петровский). Проблема периодизации развития личности во взрослом возрасте. Кризисы развития и их роль в становлении личности. Старость.
Литература:
1. Ананьев Б.Г. Онтогенез и жизненный путь человека // Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М. , 1980, с.65-73.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990, с.328-355.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с.201-205.
4. Божович Л.И. Избранный неихологичискии труды. М. 1995 с.56-68.
5. Выготский Л.С. Проблема возраста. // Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1984, т. 4, с.244-268.
6. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.,1978, с.19-46.
7. Кон И.С. В поисках себя. М., 1904, с.218-231.
8. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка. // Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М., 1981 г., с. 509-518.
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986, с.17-30, 31-46, 100-103.
10. Массен П., Копнер Дж., Гивитц Д. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. М.,1982, с.182-185.
11. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. // Психология личности. Тексты. М., 1982, с.127-131.
12. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. М., 1991, с.76-78, 139-168, 195-204.
13. Эльконин Д.Б. К Проблеме периодизации развития в детском возрасте. // Вопросы психологии, 1971, N 4, с.6-20.