Тема 2. Человек и его место в различных системах
Лекции - 4 часа
Семинары – 4 часа
Практические занятия - 4 часа
Содержание темы.Системно ориентированная методология человекознания. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Система биологического вида гомо сапиенс его развитие в зеркале природы. Образ жизнедеятельности как системообразующего биологического вида. Структурно-функциональные качества биологического вида. Человек как носитель совокупности социальных системных качеств. В.П.Кузьмин об утилитарных функциональных качествах предметов и интегральных сверхчувственных качествах. Изучение феномена человека в процессе эволюции порождающих его систем и целевой детерминации. Изучение развития человека с опорой на закономерности историко-эволюционного процесса в природе и обществе (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе). Критерии прогресса живых и технических регулирующих систем (К.М.Завадский, В.И.Варшавский, Д.А.Поспелов). Жизненное значение эмоций и потребностей организма, в филогенезе (П.В. Симонов). Эволюционные закономерности антропосоциогенеза и этнических общностей (В.II. Алексеев, С.С. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Г.II. Григорьев). Общие механизмы эволюции культуры (Э.С. Маркарян).Учение А.Н. Северцова о существовании двух различных типов прогресса в эволюции - биологического и морфофизиологического.
Методические указания. Асмолов:
Необходимость системного подхода. Нельзя человека/личность изучать оторвано от других систем/наук.
Система – совокупность эл-в. находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.
Свойства системы:
1. Целостность – несводимость к сумме частей.
2. Структурность – связи упорядочены в структуру, которая определяет поведение системы в целом.
3. Взаимосвязь: открытый и закрытый характер (не изменяет среду и систему).
4. Иерархичность – каждый компонент системы – и эл-т, и система.
Чел-к – эл-т различных систем, приобретающий присущие им кач-ва.
- изуч-е эволюции и истории порождающих человека систем
- анализ целевой детерминации живых систем
- необходимость возникновения феномена Л-ти и ее роли
- системообразующие основания, обеспечивающие приобщение чел-ка к миру природы, культуры, его саморазвитие.
Чел-к – организм, индивид (биол/соц), личность.
Нельзя рассматривать чел-ка в диадах типа чел-среда, чел - общ-во, вырывая его из природы.
Системы: биосфера, организм, биол. Вид Homo Sap., общество.
Синтезогенез – увеличение числа потенциально возможных св-в, которые могут пригодиться системе при встрече с новым.
Сегрегациогенез – процесс дифференциации систем (повышает эффективность).
Вагнер: чем выше развитие общество, тем больше вариативность проявлений.
1. Эволюция – взаимодействие 2-х тенденций: сохранение и изменение системы (наследственность – изменчивость). Адаптация – предсказуемость; бифуркация – неопределенность изменения системы.
2. Наличие неадаптивных эл-в, определяющих саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее сущ-я.
3. Адаптация (реализация родовой программы) – противоречие – индивидуальная изменчивость (отдельные эл-ты). Желаемое – достигнутое – гармоничное противоречие.
Братусь:
Человек – общественно сущ-во; сущность человека – не сумма, а ансамбль общественных отношений (в этом ценность человека).
Человек все время должен делать выбор, достигать. Личность – инструмент развития человека (ее граница определяется уровнем направленности). Разведение понятий реальное и идеальное.