Порядок выполнения работы.

 

1. Собрать на рабочем поле экрана электрическую цепь синусоидального тока с соединением фаз приемника по схеме «треугольник» (рис.6.3).

 
 

 

 


Рис. 6.3. Схема цепи с соединением фаз приемника

по схеме «треугольник».

 

2. Задать параметры элементов цепи согласно варианту (табл. 4.1):

 

Табл. 6.1.

№ вари-анта Фаза «А» Фаза «В» Фаза «С» Параметры элементов цепи
U В f Гц Ψa U В f Гц Ψb U В f Гц Ψc R Ом L Гн C мкФ
      0              

 

3. Провести опыт при симметричном режиме приемника. Снять показания приборов. Результаты измерений записать в табл. 4.2.

4. Оборвать одну из фаз. Снять показания приборов. Результаты измерений записать в табл. 4.2.

5. Оборвать две фазы. Снять показания приборов. Результаты измерений записать в табл. 4.2.

6. Оборвать линейный провод. Снять показания приборов. Результаты измерений записать в табл. 4.2.

7. Уменьшить параметры элементов в первой фазе в четыре раза, во второй фазе – в два раза. Снять показания приборов. Результаты измерений записать в табл. 4.2.

Табл.6.2.

  Режим работы цепи Линейные/ фазные напряжения Линейные токи Фазные токи   Угол сдвига фаз
Uab Ubc Uca Ia Ib Ic Iab Ibc Ica φab φbc φca
Симметричный                        
Обрыв фазы                        
Обрыв двух фаз                        
Обрыв линейного провода                        
Несимметричный                        

 

8. По результатам измерений построить векторные диаграммы для каждого опыта.

 

Величины фазных напряжений Uab, Ubc, Uca не зависят от режима работы трехфазного приемника.

Построение векторных диаграмм целесообразно начинать с построения векторов фазных напряжений. Вектора фазных напряжений строятся согласно масштабу.

Вектора фазных токов строятся относительно соответствующих фазных напряжений.

Углы сдвига фаз φab, φbc, φca между фазными напряжениями и токами определяются по формулам:

 

;

 

;

 

,

где ; .

 

При построении векторов токов необходимо учитывать знак угла сдвига фаз.

Вектора линейных токов строятся согласно выражениям:

 

a = ab bc;

b = bc ca;

c = ca bc.

Для случая, рассмотренного на рис. 6.3 векторная диаграмма для симметричной нагрузки имеет вид (табл. 6.3):

 

Rаb = Rbc = Rca = 200 Ом,

 

Lаb = Lbc = Lca = 1200 мГн, где = 2·3,14·50·1200·103 = 377 Ом;

 

Cаb = Cbc = Cca = 20 мкФ, где = = 159 Ом.

 

= = 470;

 

= = 470;

 

= = 470.

 

Табл. 6.3.

  Режим работы цепи Линейные/ фазные напряжения Линейные токи Фазные токи   Угол сдвига фаз
Uab Ubc Uca Ia Ib Ic Iab Ibc Ica φab φbc φca
Симметричный 1,3 1,3 1,3 0,7 0,7 0,7 470 470 470

 

 

 
 

 

 


Рис. 6.4.

 

Для несимметричной нагрузки векторная диаграмма имеет вид (табл. 4.4):

 

Rаb = 50 Ом, Lаb = 300 Гн, Cаb = 5 мкФ; (XL = 31 Ом, XC = 640 Ом);

Rbc = 100, Lbc = 600 Гн, Cbc = 10 мкФ; (XL = 188 Ом, XC = 318 Ом);

Rca = 200 Ом, Lca = 1200 Гн, Cca = 20 мкФ; (XL = 377 Ом, XC = 159 Ом).

 

Табл. 4.4.

  Режим работы цепи Линейные/ фазные напряжения Линейные токи Фазные токи   Угол сдвига фаз
Uab Ubc Uca Ia Ib Ic Iab Ibc Ica φab φbc φca
Симметричный 0,3 1,8 0,4 1,4 0,7 - 850 - 520 470

 

= = - 850;

 

= = - 520;

 

= = 470.

 

 
 

 

 


Рис. 6.5.

 

Контрольные вопросы.

 

1. Каким образом осуществляется схема соединения фаз потребителя по схеме «треугольник»?

2. Каково соотношение между линейными и фазными напряжениями симметричного приемника, фазы которого соединены по схеме «треугольник»?

3. Каково соотношение между линейными и фазными токами при соединении приемника по схеме «треугольник»?

4. Как вычислить активную, реактивную и полную мощности симметричной трехфазной нагрузки?

5. Как вычислить активную, реактивную и полную мощности несимметричной трехфазной нагрузки?

 

Лабораторная работа № 7.