прямозубого редуктора»
Специальность 2-74 06 04 «Техническое обеспечение мелиоративных
И водохозяйственных работ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
На тему: «Проектирование одноступенчатого
прямозубого редуктора»
по дисциплине:
«Техническая механика»
Составил преподаватель: _________ Яромчик И.М.
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии профилирующих дисциплин
по специальности 2-74 06 04
Протокол № ___от «___»______200 г.
Председатель ____________________
г. Пинск
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
Введение. | ||
Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода. | ||
Выбор марки материала и определение допускаемых напряжений. | ||
Расчет передачи. | ||
Ориентировочный расчет валов. | ||
Конструктивные размеры зубчатой пары. | ||
Конструктивные размеры элементов корпуса и крышки редуктора. | ||
Подбор подшипников. | ||
Подбор шпонок и проверочный расчет шпоночных соединений. | ||
Уточненный расчет ведущего вала. | ||
Посадки деталей и сборочных единиц редуктора | ||
Смазка зубчатых колес и подшипников | ||
Литература | ||
Приложение |
КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРИВОДА
1 Электродвигатель
2 Муфта
3 Ценная передача
4 Редуктор
5 Конвейер
Рисунок 1
ВВЕДЕНИЕ
Назначение и классификация редукторов.
Общее устройство и принцип работы цилиндрических прямозубых редукторов.
1 ВЫБОР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА
1.1 Определяем мощность на ведущем валу привода:
где - мощность на выходном валу кВт.
- КПД привода.
где - КПД цепкой передачи.
Принимаем
- КПД зубчатой передачи.
Принимаем
- КПД пары подшипников качения.
Принимаем
1.2 Выбираем электродвигатель.
По таблице П61[1] выбираем трехфазный асинхронный двигатель серии 44. Марка ….
1.3 Определяем общее передаточное число привода и разбиваем его по ступеням.
- передаточное число цепной передачи.
- передаточное число зубной передачи.
1.4 Вычисляем величины крутящих моментов на валах привода:
2 ВЫБОР МАРКИ МАТЕРИАЛА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОПУСКАЕМЫХ НАПРЯЖЕНИЙ
2.1 Используя таблицу П21 и П28 [1], назначаем для изготовления зубчатых колес:
сталь: ….
термообработка: ….
По таблице П28 [1]для стали 45:
Для изготовления шестерни:
сталь: ….
термообработка: ….
2.2 Назначаем ресурс передачи . По формуле (100) [1] находим число циклов перемены напряжений:
2.3 Определяем допускаемые напряжения.
Так как , то значения коэффициентов долговечности формулы (99), (102), [1]:
3 РАСЧЕТ ПЕРЕДАЧИ.
3.1 Принимаем коэффициенты и определяем величину межосевого расстояния.
По таблице П22 [1] для прямозубых колес: .
Коэффициент ширины колеса: .
Принимаем , тогда .
По таблице П25 [1] при находим величину коэффициентов учитывающих неравномерность распределения нагрузки по ширине венца:
3.2. Вычисляем межосевое расстояние:
По ГОСТ 2185-66 принимаем .
3.3 Находим величину нормального модуля:
По ГОСТ 9563-60 принимаем .
3.4 Определяем число зубьев шестерни и колеса:
3.5 Определяем основные геометрические размеры шестерни и колеса:
Уточняем величину межосевого расстояния:
3.6 Вычисляем силы, действующие в зацеплении.
3.6.1 Окружное усилие:
3.6.2 Радиальное усилие:
3.7 Определяем окружную скорость колес и назначаем степень точности передачи:
по таблице 2 (страница 96 [1]) назначаем степень точности изготовления колес. Принимаем … степень точности.
3.8 Производим проверку прочности зубьев.
Принимаем коэффициенты:
- коэффициент, учитывающий механические свойства материалов.
- коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев.
- коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, где
По таблице П26 для … степени точности и твердости колеса и окружной скорости находим коэффициенты :
Вычисляем величину коэффициента нагрузки:
Находим рабочее контактное напряжение и сравниваем его с допускаемым:
3.9 Производим проверку прочности зубьев на изгиб.
3.9.1 Определяем по таблице П27 [1] в зависимости от числа зубьев – коэффициент формы зуба и производим сравнение прочности зубьев шестерни и колеса на изгиб:
По меньшему отношению производим проверку прочности на изгиб:
4 ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РАСЧЕТ ВАЛОВ
Конструктивные размеры зубчатой пары.
4.1 Диаметр выходного конца вала определим грубо приближенно (ориентировочный) расчет из расчета на прочность при кручении по заниженным допускаемым касательным напряжениям.
Принимаем .
4.2 Диаметр выходного конца ведущего вала:
В соответствии с ГОСТ 12080-66.
Принимаем .
Назначаем посадочные размеры под уплотнения и подшипники.
Принимаем диаметр вала под уплотнение (необходимо оставить высоту буртика примерно в 1..3 мм для упора торца втулки полумуфты); Диаметр вала под подшипник .
Диаметр , чтобы обеспечить высоту упорного буртика для посадки подшипника, таблице П63 [1].
4.3 Диаметр выходного конца ведомого вала:
В соответствии в соответствии с ГОСТ 12080-66 принимаем . Диаметр вала под уплотнение . Диаметр вала под подшипник . Диаметр вала под посадку ступицы зубчатого колеса .
4.4 Конструктивные размеры зубчатого колеса.
4.4.1 Диаметр ступицы .
Принимаем .
4.4.2 Длина ступицы .
Принимаем .
4.4.3 Толщина обода .
Принимаем .
Колесо изготавливаем из поковки, конструкция дисковая.
4.4.4 Толщина диска .
Принимаем .
4.4.5 Диаметр отверстий в диске назначается конструктивно, но не менее 15..20 мм.
5 КОНСТРУКТИВНЫЕ РАЗМЕРЫ ЭЛЕМЕНТОВ КОРПУСА И КРЫШКИ РЕДУКТОРА
Корпус и крышку редуктора изготовим литьем из серого чугуна.
5.1 Толщина стенки корпуса:
.
Принимаем .
5.2 Толщина стенки крышки корпуса редуктора:
.
Принимаем .
5.3 Толщина верхнего пояса корпуса редуктора:
.
Принимаем .
5.4 Толщина пояса крышки редуктора:
.
Принимаем .
5.5 Толщина нижнего пояса корпуса редуктора:
.
Принимаем .
5.6 Толщина ребер жесткости корпуса редуктора:
.
Принимаем .
5.7 Диаметр (ориентировочный) фундаментных болтов:
.
Принимаем .
5.8 Ширина нижнего пояса корпуса редуктора (ширина фланца для крепления редуктора к фундаменту):
.
Принимаем .
5.9 Диаметр болтов, соединяющих корпус с крышкой редуктора:
.
Принимаем .
5.10 Ширина пояса (ширина фланца) соединения корпуса и крышки редуктора около подшипников:
Принимаем .
5.11 Диаметр болтов, соединяющих крышку и корпус редуктора около подшипников:
.
Принимаем .
5.12 Диаметр болтов для крепления крышек подшипников к редуктору:
.
Принимаем для быстроходного и тихоходного валов.
5.13 Диаметр отжимных болтов можно принимать ориентировочно из диапазона 8..16 мм. Большие значения для тяжелых редукторов.
5.14 Диаметр болтов для крепления крышки смотрового отверстия: .
Принимаем .
5.15 Диаметр резьбы пробки (для слива масла из корпуса редуктора):
.
Принимаем .
5.16 Конструктивные размеры валов, подшипниковых узлов и компоновка редуктора.
Чтобы вычертить компоновку редуктора, проверить прочность и жесткость валов, необходимо ориентировочно найти остальные конструктивные размеры его деталей и сборочных единиц.
5.16.1 Зазор между внутренней боковой стенкой корпуса и торцом шестерни или колеса определяют из соотношения:
.
Принимаем .
Если , то берут от торца ступицы.
5.16.2 Расстояние между внутренней стенкой корпуса (крышки) редуктора и окружностью вершин зубьев колеса и шестерни:
.
Принимаем .
Для обеспечения достаточной вместимости масляной ванны картера редуктора расстояние от окружности до внутренней стенки картера ориентировочно назначают из соотношения:
.
Принимаем .
5.16.3 Длины выходных концов быстроходного и тихоходного валов определяют из соотношения , а затем уточняют, исходя из длин ступиц деталей сборочных единиц, насаживаемых на эти концы:
, принимаем ,
, принимаем .
5.16.4 Назначаем тип подшипников качения для быстроходного и тихоходного валов и определяем конструктивные размеры подшипниковых узлов.
Предварительно назначаем шариковые однорядные подшипники. Быстроходный вал - средней серии, тихоходный вал - легкой серии.
Размер , принимаем для быстроходного вала, для тихоходного вала.
Размеры ориентировочно принимаем равными :
, принимаем .
, принимаем .
Расстояние от торца подшипника быстроходного вала до торца шестерни: .
Принимаем .
Размер .
Принимаем .
Осевой размер глухой крышки подшипника тихоходного вала:
.
Принимаем .
5.16.5 Определяем расстояния и по длине оси вала от точки приложения сил, возникающих в зубчатом зацеплении до точек приложения опорных реакций.
Тихоходный вал: .
Принимаем .
Быстроходный вал: .
Принимаем .
5.16.6 Определяем габаритные размеры редуктора:
Принимаем ширину редуктора: .
Принимаем длину редуктора: .
Принимаем высоту редуктора: .
6 ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ
6.1 Вычерчивая схему нагружения быстроходного вала с учетом консольной силы (Рисунок 2).
Рисунок 2
Влияние цепной передачи на вал учитываем, прикладывая консольную силу .
Расстояние от точки приложения силы до точки приложения реакций ближайшей опоры приближенно находим по зависимости:
, где - диаметр выходного конца ведущего вала (полученный при проектном расчете вала).
6.2 Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости от силы :
6.3 Строим эпюру изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
6.4 Определяем реакции в вертикальной плоскости от силы :
Проверяем правильность определения реакций:
6.5 Строим эпюру изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
6.6 Определяем реакции опор от консольной силы :
Проверяем правильность определения реакций:
6.7 Строим эпюру изгибающих моментов от силы :
6.8 Строим эпюру крутящего момента. Передача вращающего момента происходит вдоль оси вала от середины ступицы шестерни до точки приложения консольной нагрузки.
Крутящий момент равен вращающему моменту:
6.9 Суммарные радиальные опорные реакции:
6.10 Принимаем коэффициент:
- коэффициент безопасности нагрузки.
- коэффициент, учитывающий влияние температуры подшипника, при
- коэффициент вращения при вращении внутреннего кольца подшипника.
- желаемая долговечность подшипника в часах.
Для шариковых подшипников , тогда получаем:
По таблице П43 [1] окончательно приникаем подшипник:
№ … серии …
6.11 Вычерчиваем схему нагружения тихоходного вала.
Рисунок 3
6.12 Определяем реакции опор в вертикальной плоскости от сил :
6.13 Определяем реакции опор в горизонтальной плоскости от силы :
6.14 Определяем координаты эпюры изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
В горизонтальной плоскости:
Суммарный изгибающий момент в сечении :
6.15 Определяем ординаты эпюры крутящих моментов:
6.16 Вычисляем наибольшее напряжение изгиба и кручения в опасном сечении .
Диаметр вала в опасном сечении ослабляем шпоночной канавкой. Поэтому в расчет следует ввести значение меньшее на .
Принимая - расчетный диаметр вала в сечении , получаем:
6.17 Прочность вала проверим по III теории прочности формула (196) [1]
6.18 Материал для изготовления тихоходного вала - сталь 35, для которой по таблице П3 [1] при , а следовательно, предел выносливости:
6.19 Допускаемое напряжение изгиба определяем да формуле (197) [1] при
6.20 Сравниваем расчетное значение напряжение с допускаемым :
6.21 Определяем нагрузки, действующие на подшипники.
Радиальная сила:
6.22 Требуемую динамическую грузоподъемность подшипника вычислим по формуле (209) [1] при
:
Проверяем соблюдение условия
6.23 По таблице П43 [1] окончательно принимаем шариковый подшипник:
№ … серии …, для которого:
7 ПОДБОР ШПОНОК И ПРОВЕРОЧНЫЙ РАСЧЕТ ШПОНОЧНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
7.1 Шпонки подбирают по таблицам ГОСТа в зависимости от диаметра вала и проверяют расчетом на смятие.
7.1.1 Быстроходный вал.
Для консольной части вала при по таблице П49 подбираем призматическую шпонку .
Длину шпонки принимаем из ряда стандартных длин так, чтобы она была меньше длины посадочного места вала на 3..10 мм и находилась в границах предельных размеров длин шпонок (см. последние два столбца таблицы П49) .
Расчетная длина шпонки: . Допускаемые напряжения .
Расчетное напряжение смятия:
Итак, принимаем шпонку ГОСТ 29175-91.
7.2 Тихоходный вал
7.2.1 Для выходного конца вала при по таблице П49 [1] принимаем призматическую шпонку .
При из ряда стандартных длин принимаем длину шпонки .
Расчетная длина шпонки:
Расчетное напряжение смятия:
Следовательно, принимаем шпонку ГОСТ 29175-91.
7.2.2 Для вала под ступицу зубчатого колеса при , по таблице П49 [1] принимаем призматическую шпонку , так как :
Принимаем .
Расчетная длина шпонки: .
Расчетное напряжение смятия:
Итак, под ступицу колеса выбираем шпонку ГОСТ 29175-91.
8 УТОЧНЕННЫЙ РАСЧЕТ ВЕДУЩЕГО ВАЛА
8.1 Ввиду больших нагрузок, действующих на вал от консольной силы принимаем материал вала сталь … : ,
- пределы выносливости при симметричном цикле изгиба и кручения.
8.2 В соответствии с эпюрами изгибавших и крутящих моментов (рисунок 2) и наличием концентрации напряжений предположительно устанавливаем опасные сечения вала, которые подлежат проверочному расчету на усталость.
Таких сечений два I-I под серединой зубчатого колеса и II-II под подшипником А.
8.3 Проверяем сечение вала I-I:
Суммарный изгибающий момент в сечении:
Крутящий момент в сечении вала:
8.4 Осевой момент сопротивления сечения с учетом шпоночного паза:
где - глубина шпоночного паза по табл. П49 [1].
8.5 Полярный момент сопротивления сечения c учетом шпоночного паза:
8.6 Амплитуда нормальных напряжений, изменяющихся по симметричному циклу:
8.7 Амплитуда касательных напряжений, изменявшихся по нулевому циклу:
8.8 Концентрация напряжений обусловлена наличием шпоночного паза и установкой колеса на валу с натягом.
Коэффициенты снижения пределов выносливости определяем по формулам:
Для шпоночного паза находим значение: эффективных коэффициентов концентрации напряжений по таблице 7.14 [2]:
Коэффициент влияния абсолютных размеров поперечного сечения по таблице 7.10 [2]:
Коэффициент влияния шероховатости поверхности по таблице 7.11 [2]:
От установки шестерни на валу с натягом коэффициенты снижения пределов выносливости в местах напрессовки шестерни на вал находим по отношениям:
по таблице 7.16. [2]
и затем находим отношения:
В дальнейших расчетах пользуемся этими коэффициентами.
8.9 Определяем коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
Результирующий коэффициент запаса прочности для сечения 1-1:
8.10 Проверяем сечение вала II-II:
Суммарный изгибающий момент равен моменту от силы , т.е.
.
8.11 Осевой момент сопротивления сечения:
8.12 Полярный момент сопротивления сечения:
8.13 Амплитуда нормальных напряжений цикла
8.14 Амплитуда касательных напряжений цикла:
8.15 Концентрация напряжений обусловлена посадкой внутреннего кольца подшипника на валу с натягом.
При этом коэффициент снижения пределов выносливости:
Находим отношения для вала в местах на прессовки деталей.
По табл. 7.16. [2]при :
Принимаем , тогда .
8.16 Коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям:
8.17 Результирующий коэффициент запаса прочности для сечений II-II:
Если расчетные значения коэффициентов запаса прочности в опасных сечениях незначительно превышают допускаемые коэффициенты запаса прочности , то размеры диаметров вала и выбранный материал оставляем без изменения.
9 ПОСАДКИ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ РЕДУКТОРА
Внутренние кольца подшипников насаживаем на валы с натягом, значение которого соответствует полю допуска , а наружные кольца в корпус - по переходной посадке, значение которой соответствует полю допуска .
Для ступицы детали, насаживаемой на выходной конец вала (шкив, звездочка и т.д.) и для ступицы зубчатого колеса принимаем посадки с натягом, значение которого соответствует полю допуска .
10 СМАЗКА ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС И ПОДШИПНИКОВ
Для тихоходных и средне скоростных редукторов смазка зубчатого зацепления осуществляется погружением зубчатого колеса в масляную ванну картера, объем которой .
Подшипники качения обычно смазываются из общей масляной ванны редуктора путем разбрызгивания масла вращающимся зубчатым колесом.
По таблице 4 [1] при принимаем масло марки …, которое заливается в картер редуктора с таким расчетом, чтобы зубчатое колесо погружалось в масло не менее чем на высоту зуба.
11 ЛИТЕРАТУРА
1 Устюгов И.И. Детали машин.- Москва:" Высшая школа " ,1981.
2 Дунаев П. Ф. Курсовое проектирование деталей машин.-Москва: "Машиностроение", 1984 год.
3 В.Е. Покровский, А.И. Столярчук. Техническая механика. Контрольные задания c программой на 280 - 290 учебных часов и краткими методическими указаниями для учащихся машиностроительных специальностей с квалификацией "Механик" заочных специальностей. –Москва:"Высшая школа", 1986 год.
4 А.Е. Шейнблит. Курсовое проектирование деталей машин.- Москва: "Высшая школа", 1991 год.