ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
По учебному плану, первом курсе студент заочного обучения должен изучить первый раздел ботаники — «Морфология и анатомия растений» и выполнить при подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии одну контрольную работу. На втором курсе студент должен усвоить второй раздел курса - «Флорография. Систематика растений» и третий — «Основы фитогеографии и экологии растений», в межсессионный период написать вторую контрольную работу.
Большое разнообразие учебного материала в курсе ботаники создает трудности в его изучении. Это требует от студента систематической и упорной самостоятельной работы, которая должна находиться под контролем преподавателя.
При изучении курса рекомендуем придерживаться следующего плана:
1.Подбор литературы, изучение ее, краткое конспектирование и составление ботанического словаря.
2. Самопроверка знаний по вопросам, приведеным в каждой теме.
3. Выполнение контрольной работы.
4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе.
5. Гербаризация растений.
6. Учебная работа в период сессии в вузе.
МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ
ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ
Курс ботаники начинается с изучения первого раздела темы «Основы учения о клетке». При изучении этой темы особое внимание следует уделить изучению протопласта (цитоплазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и т. д.). Следует указать, какие функции выполняет тот или иной органоид. Во втором разделе темы говорится о продуктах жизнедеятельности протопласта клетки: клеточном соке, клеточной оболочке, запасных питательных веществах, ферментах, ядовитых и прочих веществах.
Здесь обратите внимание на те вещества, которые имеют большое значение в жизни человека, а также на те, которые регулируют жизненные процессы в самом растении (гормоны роста, витамины и т. д.).
В теме «Ткани» следует дать четкое представление о строении той или иной ткани, ее нахождении в растении, о функциях, которые ткань выполняет.
Знание этой темы значительно облегчает изучение темы «Органография и размножение», в которой изучается анатомическое и морфологическое строение вегетативных органов растений, строение корня, стебля и листа, а также строение почек, побегов и их видоизменения.
Каждый вегетативный орган следует рассматривать в следующем порядке: 1) функция, которую выполняет орган; 2) его внешнее строение (морфология); 3) анатомическое строение; 4) видоизменения (метаморфозы) органа.
При изучении этой темы студент должен не только хорошо знать строение того или иного вегетативного органа, но и уметь схематично изобразить его на бумаге и доске.
При изучении тем: «Побег, видоизменения (метаморфозы) побега», «Стебель», «Лист» следует знать морфологиче-ское и анатомическое строение органов и функции, которые они выполняют.
С темой «Метаморфозы побега» тесно связана тема «Вегетативное размножение растений», в которой студенты должны четко знать способы естественного и искусственного вегетативного размножения растений.
Большое место при изучении ботаники на I курсе отведено темам: «Цветок», «Плоды и семена».