ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

По учебному плану, первом курсе студент заочного обучения должен изучить первый раздел ботаники — «Морфология и анатомия растений» и выполнить при подготовке к лабораторно-экзаменационной сессии одну контрольную работу. На втором курсе студент должен усвоить второй раздел курса - «Флорография. Си­стематика растений» и третий — «Основы фитогеографии и экологии растений», в межсессионный период написать вто­рую контрольную работу.

Большое разнообразие учебного материала в курсе бота­ники создает трудности в его изучении. Это требует от сту­дента систематической и упорной самостоятельной работы, которая должна находиться под контролем преподавателя.

При изучении курса рекомендуем придерживаться следу­ющего плана:

1.Подбор литературы, изучение ее, краткое конспектирова­ние и составление ботанического словаря.

2. Самопроверка знаний по вопросам, приведеным в каж­дой теме.

3. Выполнение контрольной работы.

4. Проведение наблюдений и сбор гербария в природе.

5. Гербаризация растений.

6. Учебная работа в период сессии в вузе.

 

МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ РАСТЕНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ

ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ

 

Курс ботаники начинается с изучения первого раздела темы «Основы учения о клетке». При изучении этой темы особое внимание следует уделить изучению протопласта (ци­топлазма, ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи и т. д.). Следует указать, какие функции выполня­ет тот или иной органоид. Во втором разделе темы говорится о продуктах жизнедеятельности протопласта клетки: клеточ­ном соке, клеточной оболочке, запасных питательных веще­ствах, ферментах, ядовитых и прочих веществах.

Здесь обратите внимание на те вещества, которые имеют большое значение в жизни человека, а также на те, которые регулируют жизненные процессы в самом растении (гормоны роста, витамины и т. д.).

В теме «Ткани» следует дать четкое представление о строении той или иной ткани, ее нахождении в растении, о функциях, которые ткань выполняет.

Знание этой темы значительно облегчает изучение темы «Органография и размножение», в которой изучается анато­мическое и морфологическое строение вегетативных органов растений, строение корня, стебля и листа, а также строение почек, побегов и их видоизменения.

Каждый вегетативный орган следует рассматривать в следующем порядке: 1) функция, которую выполняет орган; 2) его внешнее строение (морфология); 3) анатомическое строение; 4) видоизменения (метаморфозы) органа.

При изучении этой темы студент должен не только хорошо знать строение того или иного вегетативного органа, но и уметь схематично изобразить его на бумаге и доске.

При изучении тем: «Побег, видоизменения (метаморфо­зы) побега», «Стебель», «Лист» следует знать морфологиче-ское и анатомическое строение органов и функции, которые они выполняют.

С темой «Метаморфозы побега» тесно связана тема «Ве­гетативное размножение растений», в которой студенты дол­жны четко знать способы естественного и искусственного ве­гетативного размножения растений.

Большое место при изучении ботаники на I курсе отведено темам: «Цветок», «Плоды и семена».