III. Расчет зубчатых колес редуктора

 

Выбираем материалы для зубчатых колес такие же, как в §12.1. Для шестерни сталь 45, термообработка — улучшение, твердость НВ 230; для колеса сталь 45, термообработка — улучшение, твердость НВ 200.

Допускаемое контактное напряжение для косозубых колес из укачанных материалов [sН] = 410 МПа.

Примем такой же, как и ранее, коэффициент ширины венца yba = 0,4.

Коэффициент КНb, учитывающий неравномерность распреде­ления нагрузки по ширине венца, примем по табл. 3.1. Не­смотря на симметричное расположение колес относительно опор (см. рис. 12.13), примем значение этого коэффициента, как в случае несимметричного расположения колес, так как со стороны клиноременной передачи действует сила давления на ведущий вал, вызывающая его деформацию и ухудшающая контакт зубьев: Кнb= 1,25.

Мощность на валу барабана (он же ведомый вал редуктора) Рб= р2 = 11,1 кВт (см. рис. 12.13 и пункт I расчета). Найдем вращающий момент на этом валу

 

 

Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев по формуле (3.7)

 

где Ка = 43 — для косозубых колес; и = 5 — принято ранее для рассматриваемого редуктора.

Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 aw = 280 мм.

Нормальный модуль

 

 

принимаем по ГОСТ 9563 - 60 mn = 3,5 мм.

Примем предварительно угол наклона зубьев b = 10°.

Число зубьев шестерни [см. формулу (3.12)]

 

 

принимаем z1 = 26. Тогда z2 = z1 и = 26 × 5 = 130.

Уточняем значение угла наклона зубьев:

 

 

угол b = 12o50'.

Основные размеры шестерни и колеса.

Диаметры делительные

 

Проверка

 

Диаметры вершин зубьев

 

Ширина колеса b2 = ybaаw = 0,4 • 280 = 112 мм. Ширина шестерни bl = b2 + 5 мм = 117 мм.

Коэффициент ширины шестерни по диаметру

 

Окружная сокрость колес

 

Степень точности передачи: для косозубых колес при ско­рости до 10 м/с следует принять 8-ю степень точности.

Коэффициент нагрузки

 

По табл. 3.5 при ybd = 1,25, твердости НВ < 350 и несим­метричном расположении колес (учет натяжения клиноременной передачb) коэффициент КНb »1,165.

По табл. 3.4 при v = 1,52 м/с и 8-й степени точности коэффициент КНa » 1,065.

По табл. 3.6 для косозубых колес при скорости менее 5 м/с коэффициент КНv = 1,0.

Таким образом, КН = 1,165 × 1,065 × 1,0 = 1,242.

Проверяем контактные напряжения по формуле (3.6):

 

 

что менее [sН] = 410 МПа. Условие прочности выполнено.

Силы, действующие в зацеплении:

 
 


окружная

 
 


радиальная

 
 


осевая

Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба [см. формулу (3.25)]:

 

Коэффициент нагрузки KF = KFbKFv .

По табл. 3.7 при ybd = 1,25, твердости НВ < 350 и несим­метричном расположении зубчатых колес относительно опор коэффициент KFb»1,32.

По табл. 3.8 для косозубых колес 8-й степени точности и скорости до 3 м/с коэффициент KFv = 1,1.

Таким образом, KF = 1,32 × 1,1 = 1,45.

Коэффициент, учитывающий форму зуба, YF зависит от эквивалентного числа зубьев zv [см. пояснения к формуле (3,25)];

 

у шестерни

 
 


у колеса

 

Коэффициенты YF1 = 3,84 и YF2 = 3,60.

Определяем коэффициенты Yb и KFa [см. пояснения к формуле 3.25)];

 

 

где средние значения коэффициента торцового перекрытия ea = 1,5; степень точности п = 8.

Допускаемое напряжение при проверке на изгиб определяют по формуле (3.24):

 

По табл. 3.9 для стали 45 улучшенной предел выносли­вости при отнулевом цикле изгиба s0F lim b = 1,8 НВ.

Для шестерни s0F lim b = 1,8 × 230 = 415 МПа;

для колеса s0F lim b = 1,8 × 200 = 360 МПа.

 

 

Коэффициент безопасности [Sf] = [Sf]¢ [Sf]" [см. пояснения к формуле (3.24)].

По табл. 3.9 [Sf]' = 1,75 для стали 45 улучшенной; коэф­фициент [Sf]' = 1 для поковок и штамповок. Следовательно, [Sf] = 1,75.

Допускаемые напряжения:

 
 


для шестерни

 
 


для колеса

 

Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение [sf] / YF меньше. Найдем эти отношения:

 
 


для шестерни

 
 


для колеса

 

Проверку на изгиб проводим для колеса [ем. формулу (3.25)]:

 

Условие прочности выполнено.

IV. Предварительный расчет валов