IX. Второй этап компоновки редуктора

(рис. 12.10)

 

Второй этап компоновки имеет целью конструктивно оформить зубчатые колеса, валы, корпус, подшипниковые узлы и подготовить данные для проверки прочности валов и некоторых других деталей.

 

Рис. 12.10. Второй этап компоновки редуктора

Примерный порядок выполнения следующий.

Вычерчиваем шестерню и колесо по конструктивным раз­мерам, найденным ранее (см. п. IV). Шестерню выполняем за одно целое с валом.

Конструируем узел ведущего вала:

а) наносим осевые линии, удаленные от середины редуктора на расстояние l1. Используя эти осевые линии, вычерчиваем в разрезе подшипники качения (можно вычерчивать одну половину подшипника, а для второй половины нанести габариты);

б) между торцами подшипников и внутренней поверхностью стенки корпуса вычерчиваем мазеудерживающне кольца (см. рис. 9.39). Их торцы должны выступать внутрь корпуса на 1—2 мм от внутренней стенки. Тогда эти кольца будут выполнять одновременно роль маслоотбрасывающих колец.
Для уменьшения числа ступеней вала кольца устанавливаем на тот же диаметр, что и подшипники (Æ 40 мм). Фиксация их в осевом направлении осуществляется заплечиками вала и торцами внутренних колец подшипников;

в) вычерчиваем крышки подшипников (см. рис. 9.31—9.33) с уплотнительными прокладками (толщиной ~ 1 мм) и болтами. Болт условно заводится в плоскость чертежа, о чем свиде­тельствует вырыв на плоскости разъема.

Войлочные и фетровые уплотнения применяют главным образом в узлах, заполненных пластичной смазкой. Уплотне­ния манжетного типа широко используют как при пластич­ных, так и при жидких смазочных материалах (см. §9.5);

г) переход вала Æ 40 к присоединительному концу Æ 32 мм
выполняют на расстоянии 10—15 мм от торца крышки под­шипника так, чтобы ступица муфты не задевала за головки болтов крепления крышки.

Длина присоединительного конца вала Æ 32 мм определя­ется длиной ступицы муфты.

Аналогично конструируем узел ведомого вала. Обратим внимание на следующие особенности:

а) для фиксации зубчатого колеса в осевом направлении предусматриваем утолщение вала с одной стороны и уста­новку распорной втулки — с другой; место перехода вала от Æ 65 мм к Æ 60 мм смещаем на 2 — 3 мм внутрь распорной втулки с тем, чтобы гарантировать прижатие мазеудерживающего кольца к торцу втулки (а не к заплечику вала!).

б) отложив от середины редуктора расстояние l2, проводим осевые линии и вычерчиваем подшипники*;

в) вычерчиваем мазеудержнвающие кольца, крышки под­шипников с прокладками и болтами;

г) откладываем расстояние l3 и вычерчиваем звездочку цеп­ной передачи; ступица звездочки может быть смещена в одну сторону для того, чтобы вал не выступил за пределы редук­тора на большую длину.

Переход от Æ60 мм к Æ55 мм смещаем на 2 — 3 мм внутрь подшипника с тем, чтобы гарантировать прижатие кольца к внутреннему кольцу подшипника (а не к валу!). Это кольцо — между внутренним кольцом подшипника и ступи­цей звездочки — не допускает касания ступипы и сепаратора подшипника;

д) от осевого перемещения звездочка фиксируется па валу торцовым креплением. Шайба прижимается к торцу ступицы одним иди двумя винтами. Следует обязательно предусмотреть зазор между торцом вала и шайбой в 2 — 3 мм для натяга.

На ведущем и ведомом валах применяем шпонки призма­тические со скругленными торцами по ГОСТ 23360-78. Вы­черчиваем шпонки, принимая их длины на 5 — 10 мм меньше длин ступиц.

Непосредственным измерением уточняем расстояния между опорами и расстояния, определяющие положение зубчатых ко­лес и звездочки относительно опор. При значительном изме­нении этих расстояний уточняем реакции опор


* Если нет особых указаний, то можно располагать оси подшипников ведущего и ведомого валов на одной прямой линии.

и вновь про­веряем долговечность подшипников.