Постановка проблемы
ВОЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
К О Н Ц Е П Ц И Я
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ
(Проект)
Москва - 1997
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Постановка проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 3
2. Цель и задачи военно-патриотического
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
3. Содержание военно-патриотического
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
4. Основополагающие принципы . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . 8
5. Система военно-патриотического воспитания . . . . . . . . 9
6. Эффективность военно-патриотического
воспитания и его критерии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
7. Основные направления и условия повышения
эффективности системы военно-патриотического
воспитания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
8. Ожидаемый результат . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17
Введение
Данная концепция представляет собой современное понимание военнопатриотического воспитания как одного из приоритетных направлений деятельности государственных институтов в условиях реформирования общества, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основных идей, положений, определяющих направленность, характер и другие компоненты воспитания патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи в современных условиях. При этом учитывается опыт и достижения прошлого, реалии и проблемы сегодняшнего дня, тенденции развития важнейших сфер нашей жизни.
Концепция представляет собой систематизированное и последовательное изложение теоретических основ военно-патриотического воспитания молодежи, обоснование его исходных установок, целей, содержания, задач, принципов, направлений, форм, методов, а также условий обеспечения эффективности этой деятельности в процессе взаимодействия ее субъектов - соответствующих министерств, ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления. Сущность этой деятельности определяется, с одной стороны, интересами и требованиями военной и других, связанных с ней, видов государственной службы к личности, с другой - интересами общества и самой личности, ее отношением к проблемам, решаемым государственными институтами в целях укрепления обороноспособности и безопасности страны.
Основной целью концепции является определение места и роли воспитания у молодежи патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству как важного направления деятельности, основанной на научных положениях и принципах, а также условий, обеспечивающих эффективность ее функционирования как единой, комплексной, постоянно развивающейся системы.
Постановка проблемы
В условиях преобразований, осуществляемых в нашем обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по воспитанию у молодежи высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.
За последнее время вследствие больших изменений в различных сферах общественной жизни произошел значительный спад в работе по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, от которого во многом зависит будущее России. Деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, участвующих в решении воспитательных задач, но не имеющих научно-обоснованных, соответствующих современным реалиям подходов и установок к проблеме формирования патриотизма и готовности к достойному служению Отечеству у российской молодежи, характеризуется низкой эффективностью. Одна из причин такого положения - отсутствие концептуальных установок, общей стратегии в осуществлении воспитательной работы, ослабление управления ее важнейшими звеньями и механизмами со стороны соответствующих органов и структур.
В силу этого данная проблема становится одной из актуальнейших. Ее особое значение объясняется и тем, что от её успешного решения во многом зависит ход и результат проведения осуществляемых в настоящее время реформ. Этим объясняется неотложность фундаментального и системного рассмотрения комплекса проблем, накопившихся в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, особенно его задач, содержания, эффективности и направлений коренного улучшения.
Таким образом, разработка данной концепции является бесспорно необходимой. На ее основе может быть создана комплексная целевая программа, направленная на формирование и развитие системы воспитательной работы с различными категориями молодежи. Решение этой проблемы будет в значительной мере способствовать более успешному преодолению тех трудностей, которые испытывают многие государственные институты, в том числе Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы на современном этапе их развития.