Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ. Глава 12-15.

Основная:

Васильев Л.В. Юридическая психология / Л.В.Васильев. – 5-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. – С.627-652.*

Дополнительная:

Баламут А.Н. К вопросу об изучении психологических защит осужденных мужчин, признанных злостными нарушителями режима отбывания наказания /А.Н. Баламут, А.Х.Чудова // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

Кокурин А.В. К вопросу о психологическом сопровождении осужденных к пожизненному лишению свободы в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / А.В.Кокурин, Ю.В.Славинская // Юридическая психология. -2010. - N 2.

Малкин Д.А. Направления исследований и развития пенитенциарной психиатрии /Д.А.Малкин // Юридическая психология. – 2010. -N 4.

 

Примеры контрольных заданий

Контрольное задание №1.

Вариант 1.

Вопрос 1.Психические процессы и их роль в деятельности юриста.

Что такое психические процессы? Раскройте содержание понятий: ощущение, восприятие, память, мышление, язык и речь, воображение, внимание. Чем отличается ощущение от восприятия? Каково влияние искажений восприятия на реконструк­тивную деятельность в процессе расследования преступле­ний? Каковы психологические особенности искажения па­мяти? Какую роль играет воображение в деятельности юриста (следователя)? Что такое логическая ошибка? В чем отличие паралогизмов от софизмов?

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы гл.8 УК РФ, определяющие обстоятельства, исключающие преступность деяния. Среди обстоятельств, исключающих преступность деяния, предусмотренных уголовным законом, выявите имеющие под собой основания психологического характера. Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3.В конце 60-х годов прошлого века в отечественной уголовно-процессуальной науке возникла теория бесконфликтного следствия, представленная в работах А.М.Ларина, И.Ф.Пантелеева, М.С.Строговича. Эти авторы полагали, что конфликт как противоборство, в основе которого лежат антагонистические противоречия, не может возникнуть в производстве по уголовным делам (например, в таком случае невозможен логический прием презумпирования невиновности и придется признать, что показания подозреваемого не гипотетически, а реально правдивы). Тем не менее, сторонники бесконфликтного следствия не отрицают возможности возникновения противоречий, которые не являются антагонистическими, в ходе предварительного следствия. «Обвиняемый может не соглашаться с обвинением независимо от своей вины или невиновности. Противоречия по различным причинам появляются между показаниями обвиняемых в совместном совершении одного преступления, между показаниями свидетелей-очевидцев, между заключениями нескольких экспертов по одному и тому же вопросу. Такие конфликты естественны и правомерны» (Ларин А.М. Криминалистика и паракриминалистика. С.103)

Выскажите свое отношение к теории бесконфликтного следствия.

Вопрос 4. «Если человеческое существо зависимо или является рабом, то только рабом своих собственных привидений, которые выросли из его собственной души. Это не мир делает его рабом – по отношению к миру человек абсолютно свободен». (М. Мамардашвили)

Как вы понимаете эту сентенцию? Что такое свобода, долг, обязательства, ответственность? Как соотносятся моральная и юридическая ответственность?

Вариант 2.

Вопрос 1.Социально-регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования.

В чем проявляется универсальность права как всеобщего социального регулятора? Каковы последствия нормативно-правового воздействия на психику? Какой из типов социального поведения вы считаете наиболее приемлемым: конформизм или нонконформизм? Имеет ли значение ситуация, в которой вы находитесь? Назовите положительные и отрицательные стороны правового нигилизма. Что такое правовой идеализм? В чем проявляется негативное влияние правового идеализма в деятельности субъектов правотворческой, правоохранительной и правоприменительной деятельности?

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ст.21-22 УК РФ и комментарии к ним. В чем состоят особенности возложения юридической ответственности на лиц с психическими расстройствами, не исключающими вменяемости? Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. В детской палате отделения патологии беременных института клинической медицины был облит едкой жидкостью ребенок роженицы Малиновой, врача-ординатора терапевтического отделения этого же института. Тяжелые ожоги лица и глаз повлекли за собой полную потерю зрения в правом глазу и неизгладимое обезображение лица ребенка.

Следствие исключило преступную неосторожность. Обвинение было предъявлено педиатру Новинской. Основным мотивом, по мнению следствия, стала зависть к положению Малиновой и месть за высокомерное отношение. Новинская все отрицала.

Защита обратила внимание на показания профессора Пхакадзе, который первым осмотрел ребенка. Он утверждает, что по характеру ожога можно сделать вывод, что он произошел не от того, что плеснули в лицо кислоту, а от вытирания ватой, намоченной в кислоте. Опытный врач Годунова, более двадцати лет работающая в акушерских отделениях, показала, что няни обычно промывают глаза новорожденным не так, как положено – от периферии к переносице, а выжимают ватку над переносицей и затем проводят ею по глазам ребенка от центра к периферии.

Таким образом, характер ожога свидетельствует о причастности к трагедии другого лица – няни Березовой. Дело в отношении Новинской было прекращено за недостаточностью улик.

Можно ли по характеру совершения преступного деяния сделать вывод о психологических, физиологических, профессиональных особенностях лица, его совершивших? Приведите примеры, подтверждающие ваше мнение.

Вопрос 4. Показания по делу очевидцев, жертв правонарушения и самих правонарушителей на практике часто не совпадают. В чем, по-вашему, причина таких разногласий? Может ли психическое состояние влиять на восприятие и оценку происходящего?

 

Вариант 3.

Вопрос 1.Психология личности преступника.

Что такое типология личности преступника? Какие классифицирующие признаки могут быть положены в основу типологии? Существуют ли принципиальные отличия в структуре личности правонарушителя и законопослушного гражданина? Существуют ли гендерные факторы, влияющие на поведение правонарушителей? Что такое мотив преступного поведения? Что влияет на его формирование? Возможна ли полимотивация преступного поведения?

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ч.3 ст.20 УК РФ, комментарии к этой статье и дайте определение понятия «отставание в психическом развитии». Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3.Протокол допроса оперативного работника по поводу жалобы на неправомерные действия милиции, опубликованный в газете "Тульские известия":

"Я, старший оперуполномоченный капитан милиции Витницкий, по существу задан­ных мне дознавателем вопросов поясняю следующее. Вечером 16 июня с. г. около 23 часов я и старший лейтенант Рюмин зашли в рес­торан, чтобы купить сигареты. В зале мы увидели гр. Суркова по кличке Гараж, полу­ченной от братвы за большие габариты. Данный гражданин, находящийся во всерос­сийском розыске, был пьян и приставал к неизвестной женщине. Мы с Рюминым хотели провести с ним воспитательную беседу, но Сурков вытащил из кармана пи­столет системы "ТТ", выстрелил в нашу сторону и попал в бармена, легко его ранив.

После этого Рюмин выбил у Суркова пистолет, а я свалил его на пол. Но гр. Сурков не успокоился и начал нагло, с особым цинизмом биться печенью, почками и лицом об мои и Рюмина ботинки с целью завладеть нашим табельным оружием, что могут подтвердить официанты и посетители ресторана.

Позднее уставшего гр. Суркова мы доставили к следователю в районное отделение милиции. Следователь Кокорин, увидев пистолет задержанного и услышав его матер­ные выражения в адрес российской милиции и себя лично, начал стыдить гр. Сур­кова и объяснять, что он не прав. В припадке раскаяния Гараж стал плакать и случай­но ударился об угол сейфа той частью мозга, которая заведует устными показания­ми.

Следователь Кокорин записал добровольные признания гр. Суркова. Потом я и Рю­мин пальцами раздвинули задержанному веки, самотравмированные в ресторане, чтобы он мог видеть и подписаться под протоколом, что он и сделал. В дополнение к вышесказанному хочу добавить, что с моей стороны, а также со стороны Рюмина и следователя Кокорина никакого физического воздействия к гр. Суркову не приме­нялось, а его заявление прокурору - наглая ложь и провокация с целью опорочить нашу родную российскую милицию".

Что такое профессиональная деформация? Допустимо ли в деятельности сотрудников правоохранительных органов применение принципа «Цель оправдывает средства»?

Вопрос 4. Докажите, что развитие таких сложных правовых систем, как уголовное судопроизводство, возможно только при реализации принципа состязательности на всех его этапах.

Вариант 4.

Вопрос 1.Психология допроса и иных следственных действий (досудебное производство).

Допустимо ли применение в процессуальных действиях основных принципов общения? Объясните, в чем проявляется системная связь интерактивного, перцептивного и коммуникативного компонента общения в ходе осуществления отдельных процессуальных действий? Кто из процессуальных субъектов должен играть доминирующую роль в организации и проведении следственного действия? Какие мнемические приемы допустимо применять в целях мобилизации памяти свидетеля, потерпевшего, подозреваемого? Объясните назначение открытых, закрытых и альтернативных вопросов.

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ст.103 и ст.108 УИК РФ и комментарии к ним. Какое значение законодатель придает профессиональному образованию и профессиональной подготовке осужденных? Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. Казимир Верховский был предан суду по обвинению в умышленном убийстве своей жены Людмилы. Работая по контракту на Севере, спустя некоторое время он вернулся домой и узнал, что жена сошлась с неким Кузнецовым. Вечер накануне убийства Верховский, Людмила и Кузнецов провели вместе, договорившись, что утром она скажет последнее слово, а чтобы никто не мог повлиять на ее решение, ночь проведет в столовой, которой она заведовала. Около шести часов утра Верховский и Кузнецов пришли к столовой. Кузнецов остался на улице, а Верховский с Людмилой прошли вглубь помещения и остановились у разделочного стола. На вопрос «Ну как решила?» Людмила ответила: «Как вы оба мне надоели!».

Как показывает Верховский, у него потемнело в глазах, вдруг очень сильно закружилась голова, он пошатнулся и, чтобы не упасть, оперся руками о разделочный стол. «Под руку попался нож, рука схватила его, зажала рукоятку и замахнулась… Все это подсудимый сделал «не помня себя» (из защитительной речи адвоката О.В.Дервиза).

Верховский нанес удар в грудь, но тут же выдернул нож, зажал рукой рану, из которой хлестала кровь, стал звать на помощь. Прибывшим сотрудникам милиции Верховский сказал, что ударил жену ножом и показал нож.

На каких фактах адвокат основывает предположение об аффекте? Достаточно ли этих фактов для квалификации действий Верховского как убийство, совершенное в состоянии аффекта?

Вопрос 4. В учебном пособии «Сто рекомендаций прокурору в судебной полемике» автор утверждает (рекомендация №95 «Цель оправдывает средства»): «Поскольку в правила судебного состязания заложен принцип целесообразности, то нравственный аспект время от времени отодвигается в сторону. Иногда стоит пренебречь правилом, если это поможет достичь цели обращения со свидетелем, донести лучшим способом мысль до слушателей, завоевать расположение присяжных».

Вы согласны с такой рекомендацией? Как она соотносится с этикой профессиональной деятельности прокурора? Адвоката?

Вариант 5.

Вопрос 1.Коммуникативные качества процессуальных субъектов и другие приемы психологического воздействия в судебном заседании.

Назовите семь причин, влияющих на эффективность коммуникации. Какой вид стратегии общения характерен для состязательного процесса? В чем отличие допроса в судебном заседании от допроса на предварительном следствии? Назовите семь признаков перекрестного допроса. Какие признаки наводящих вопросов делают их недопустимыми средствами получения доказательств? Перечислите виды вопросов, расположив их по степени контроля показаний, которую они обеспечивают. Перечислите качества речи, которые обеспечивают ее доказательность и убедительность.

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы ст. 109, ст. 110, ст.112 УИК РФ, Положение об отряде осужденных исправительного учреждения и комментарии к ним. Какое воспитательное воздействие предусмотрено законом? С какой целью в структуре исправительных учреждений создается отряд осужденных? Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. Учащийся девятого класса Виктор Абрамов обвинялся в том, что 28 ноября 1948 года, находясь в состоянии душевного волнения, тремя выстрелами из охотничьего ружья убил своего отца. Убийство было следствием длительных, травмирующих переживаний, вызванных грубым насилием и тяжкими оскорблениями со стороны отца по отношению к сыну, его матери и сестре. В день убийства отец Виктора пришел домой пьяным, стал дебоширить, сквернословить, выгнал жену, посылая ее продать кожаное пальто. Из показаний Абрамова: «Я взял ружье, отец пошел в ванную. Был момент, когда я колебался, был момент, когда я думал бежать с этим ружьем, но отец вышел из ванной и пошел на меня. Тогда я произвел один за другим два выстрела. Отец упал. Я постучал к соседям и сказал, что убил своего отца. Вернулся в комнату, отец лежал на полу и хрипел. И не знаю почему, я автоматически перезарядил ружье. … И я выстрелил в третий раз, чтобы раз и навсегда кончить».

Мосгорсуд приговорил Абрамова к трем годам лишения свободы. По кассационной жалобе адвоката Брауде Судебная коллегия по уголовным делам ВС РСФСР вынесла решение: лишение свободы считать условным с испытательным сроком в течение трех лет.

На каком основании суд признал совершенное деяние убийством в состоянии аффекта?

Вопрос 4. В одной из своих книг аргентинский психолог и психотерапевт Х.Букай пишет: «Никто не хочет меняться по требованию. Никто не становится лучше из страха. Никто не растет, когда он подавлен». Руководствуясь этими сентенциями, изложите ваш взгляд на оптимальное сочетание убеждения и принуждения в праве.

Вариант 6.

Вопрос 1.Психологические основы ресоциализации осужденных.

Какие условия необходимы для формирования социально адаптированного поведения? Как социальная изоляция воздействует на личностную самореализацию индивида? Какой период социальной изоляции отличается наиболее напряженным психическим состоянием?

Что такое криминальная субкультура? В чем причина жестокого ритуального поведения заключенных? Почему длительное пребывание в местах лишения свободы способствует закреплению антисоциальной установки осужденных? Перечислите факторы, повышающие и понижающие уровень адаптивности в условиях изоляции от общества.

Вопрос 2. Используя поисковую правовую систему КонсультантПлюс, изучите нормы УК РФ и ГК РФ, определяющие содержание понятий «вменяемость» и «дееспособность». Соотнесите содержание понятий «вменяемость» и «дееспособность». Результат исследования представьте в виде таблицы.

Вопрос 3. Выдающийся российский адвокат Я.С.Киселев в своей речи в защиту Кудрявцевой, обвинявшейся в убийстве из мести и скрывавшей, по мнению защитника, подлинные мотивы убийства, несмотря на то, что они уменьшали ее ответственность, говорил: «В деле действительно создалась очень своеобразная, как говорят военные, диспозиция, в которой стороны расположились так: на одной позиции прокурор и гражданский истец. Это естественно. Но рядом с ними, во всяком случае, тогда, когда речь идет о выявлении мотивов, находится и подсудимая. На другой позиции - защитник, в полном одиночестве. С ним никого нет. Нет даже и подсудимой, которую он защищает».

В чем особенность процессуально-психологических связей, возникших между процессуальными субъектами? Какую позицию следует занять адвокату в случае самооговора?

Вопрос 4. По мнению некоторых психологов, адаптация личности несовершеннолетнего и взрослого человека имеет ряд отличий. Так, сформировавшаяся личность, приспосабливаясь к ситуации, меняет поведение. Подростки, адаптируясь, корректирует систему жизненных ценностей и установок. Как эти особенности могут быть использованы в учреждениях исполнения наказания?

 

 

Примеры тестовых заданий

Тема 1. Предмет, цели, задачи юридической психологии.

1.Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения

a) судебная психология

b) психология

c) социальная психология

d) юридическая психология

2.Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения

a) социальная психология

b) психиатрия

c) судебная психология

d) психология

3.Раздел психиатрии, изучающий закономерности появления, механизмы развития психических болезней

a) психология

b) социальная психология

c) психопатология

d) судебная психология

4.Юридическая психология - это

a) историко-правовая наука

b) прикладная юридическая наука

c) прикладная психологическая наука

d) отраслевая юридическая наука

5.Возникновение и развитие юридической психологии как науки связано с процессом

a) интеграции

b) стабилизации

c) дифференциации

d) стагнации

6.Автором труда «Криминальная психология», изданном в 1898г. является

a) Г.Гросс

b) Ч. Ломброзо

c) Д.А.Дриль

d) А.У.Фрезе

7.Автором труда «Судебная психопатология», изданном в 1900г. является

a) Ч. Ломброзо

b) В.П.Сербский

c) А.Ф.Кони

d) В.М. Бехтерев

8.Развитие юридической психологии в Х1Х веке в России связано с

a) распространением идей вульгарного материализма

b) судебной реформой 1864 года

c) развитием судебной психологии в Западной Европе

d) распространением идей материализма

e) отменой крепостного права

9.Основателем психологической школы права является

a) В.М.Бехтерев

b) Л.И.Петражицкий

c) Д.А.Дриль

d) А.У.Фрезе

10.Понятие и сущность права выводится при помощи психологических закономерностей, правовых эмоций, которые носят императивно-атрибутивный характер

a) марксистской теорией права

b) психологической теорией права

c) антропологической школой права

d) социологической теорией права

11.Преступность – явление не социальное, а сугубо биологическое - это основная посылка

a) социологической теории права

b) органической теории права

c) антропологической школы права

d) психологической теории права

12.Прекращение судебно-психологических исследований в 30-е годы ХХ века в СССР связано с

a) политикой правового волюнтаризма

b) социально-политическим детерминированием преступности

c) политическими репрессиями

d) бесперспективностью научных исследований

e) общими тенденциями развития юридической психологии за рубежом

13. Невыполнение лицом лежащей на нем в силу закона или договора обязанности, обозначение различных видов отклоняющегося поведения, связанного с нарушением правовых или нравственных норм

a) девиантность

b) деградация

c) делинквентность

d) деликтоспособность

14.Поведение, противоречащее принятым в обществе правовым или нравственным нормам, отклоняющееся поведение

a) нестабильное

b) преступное

c) противоправное

d) девиантное

15.Последовательность возникновения наук

a) психология

b) судебная психология

c) юридическая психология

d) юриспруденция

e) философия

16.Соответствие между авторами и их работами

a) А.У.Фрезе

b) Ч. Ломброзо

c) А.Ф.Кони

d) Л.Е.Владимиров

 

a) Память и внимание (1922г.)

b) Психологическое исследование в уголовном суде (1901г.)

c) Очерк судебной психологии (1871г.)

d) О преступном человеке (1876г.)

17.Соответствие между авторами и их работами

a) В.М. Бехтерев

b) Д.А.Дриль

c) В.П.Сербский

d) А.Р. Ратинов

a) Судебная психология как наука (1965г.)

b) Об экспериментальном психологическом исследовании преступников (1902г.)

c) Психофизические типы в их соотношении с преступностью и ее разновидностями (1890г.)

d) Судебная психопатология (1900г.)

18.Соответствие между событием и датой

a) возникновение психологической школы права

b) возникновение антропологической школы права

c) учреждение государственного института по изучению преступности и преступника

d) введение в программу юридических ВУЗов общей и судебной психологии

a) конец Х1Х-начало ХХ века

b) вторая половина Х1Х века.

c) 1925 год

d) конец 60-х годов ХХ века

19.Не являются разделами юридической психологии

a) оперативно-розыскная деятельность

b) правовая психология

c) психология оперативно-розыскной деятельности

d) криминальная психология

e) криминология

20.Раздел юридической психологии, изучающий право как фактор социальной регуляции поведения, а также психологию правосознания

a) психология оперативно-розыскной деятельности

b) криминальная психология

c) психология судебной деятельности

d) правовая психология

21.Раздел юридической психологии, предметом изучения которого является психология совершения преступного деяния, вины и ответственности

a) психология оперативно-розыскной деятельности

b) правовая психология

c) криминальная психология

d) психология судебной деятельности

22.Раздел юридической психологии, изучающий психологические особенности судебного следствия, его участников и психологию судебных прений

a) психология судебной деятельности

b) криминальная психология

c) психология оперативно-розыскной деятельности

d) правовая психология

23.Соответствие науки и предмета её изучения

a) психология

b) юридическая психология

c) юриспруденция

d) философия

a) право как особая система социальных норм

b) психика человека

c) психика субъектов правоотношений

d) наиболее общие законы развития природы, общества, мышления

24.Наука о наиболее общих закономерностях функционирования психики человека, вовлеченного в правовые отношения это юридическая ###

25.Раздел медицины, изучающий психические заболевания, методы их профилактики и лечения – это ###

26.Раздел психиатрии, изучающий закономерности появления, механизмы развития психических болезней – это ###

27.Отрасль психологии, изучающая закономерности поведения людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности организованных и неорганизованных социальных структур - это ### психология

1. Возникновение и развитие юридической психологии.

2. Юридическая психология в системе юридических и гуманитарных наук.

3. Правовая наука как системообразующий фактор формирования проблемного поля юридической психологии.

4. Предмет, цели, задачи юридической психологии.

5. Структура юридической психологии как науки и учебной дисциплины.

6. Философские и общенаучные методы познания и их значение для юридической психологии.

7. Методы юриспруденции и их значение для юридической психологии.

8. Методы психологии и их применение в правовой сфере.

9. Психические процессы и их роль в деятельности юриста.

10. Иллюзии восприятия и их влияние на свидетельские показания.

11. Психические состояния и их роль в деятельности юриста.

12. Психические свойства и их роль в деятельности юриста.

13. Социально-регулятивная сущность права. Психологический аспект правового регулирования.

14. Правовая психология и правовая идеология как элементы правосознания.

15. Правовая культура личности (социально-психологический аспект).

16. Правовое воспитание как элемент правового воздействия.

17. Психология личности юриста.

18. Профессиограмма и психограмма личности юриста.

19. Общение в профессиональной деятельности юриста (коммуникативная подструктура).

20. Психологические особенности личности следователя, адвоката, судьи, нотариуса и т.д.

21. Психология личности преступника.

22. Типология личности преступника.

23. Психология преступной группы и ее лидера.

24. Психология жертвы преступления (виктимология).

25. Психология допроса.

26. Психологические особенности первоначального допроса.

27. Психологические особенности перекрестного допроса.

28. Психологические особенности следственных действий.

29. Судебно-психологическая экспертиза.

30. Участники судопроизводства и собенности процессуально-психологических связей, возникающих между ними.

31. Психологические особенности производства в суде с участием присяжных заседателей.

32. Коммуникативные качества речи и другие приемы психологического воздействия в судебном заседании.

33. Психология личности, отбывающей наказание.

34. Социально-экономические, правовые, нравственные, психологические и другие факторы, влияющие на эффективность ресоциализирующей функции исправительных учреждений.