Механические характеристики

 

Механические характеристики двигателя последовательного возбуждения представляет зависимость частоты вращения от момента h = f (М) при постоянном напряжении сети Uн = пост. и постоянном регулировочном сопротивлении в цепи якоря Rp.

Механические характеристики снимаются при нормальной схеме включения (рис. 3.2). Характеристика, снятая при Rp = 0, называется естественной. Рекомендуется снять характеристики еще для двух различных сопротивлений регулировочного реостата в цепи якоря, при которых при номинальной нагрузке Iа = Iан и номинальном напряжении сети U = Uн двигатель развивает частота вращения соответственно 0,8nн, и 0,6nн. Естественная характеристика при Rp = 0 может быть построена по данным, полученным при снятии рабочих характеристик по нормальной схеме включения.

При номинальном напряжении двигатель нагружается до номинального тока, а затем в цепь якоря вводится сопротивление Rp (А13) такой величины, чтобы частота вращения при U = Uн и Ia = Iaн была равна 0,8nн. После этого, не изменяя сопротивления Rp и поддерживая напряжение постоянным, постепенно уменьшают нагрузку на валу двигателя доминимальной, при которой частота вращения не должна превышать 1,5nн. Во время опыта записывают 5-6 значений n (об/мин), Uя (В) и Iя (А). Аналогично проводится опыт и при сопротивлении Rp, соответствующем частоте вращения 0,6nн. Момент вычисляется по соотношению

, [H. м].

По данным опытов формируют табл. 3.4 и строят механические характеристики.

 

Таблица 3.4. Механические характеристики:

n = f (M) при U = Uн = (B),

Rp1 = 0 Ом Rp2 = Ом Rp3 = Ом
n, об/мин Uя, В Iя, А M, н.м n, об/мин Uя, В Iя, А M, н.м n, об/мин Uя, В Iя, А M, н.м
                       

 

Примерный вид механических характеристик показан на рис. 3.6.

В двигателе с ненасыщенной магнитной системой величина магнитного потока Ф пропорциональна току якоря Iя. При этом уравнение механической характеристики принимает вид

.

Очевидно, что при одном и том же нагрузочном моменте М при введении сопротивления Rр в цепь якоря частота вращения двигателя уменьшается, причем тем больше, чем больше введено сопротивление. Механические характеристики при Rр > 0 располагаются тем ниже естественной характеристики, чем больше введено сопротивление Rp.

 

 

Контрольные вопросы

1. Объяснить устройство и принцип действия двигателя последовательного возбуждения.

2. Пояснить способы пуска двигателя.

3. Как ведет себя двигатель последовательного возбуждения в режиме холостого хода?

4. Объяснить вид рабочих и механических характеристик двигателя последовательного возбуждения.

5. Пояснить способы регулирования частоты вращения двигателя.

6. Где применяются двигатели последовательного возбуждения?