Движущие силы развития личности.
Проблема движущих сил развития личности рассматривается в следующих подходах:биогенетическом, социогенетическом и персоногенетическом.
В центре внимания представителей биогенетической ориентации находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки, темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические свойства нервной системы, органические побуждения, влечения, потребности), которые проходят различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы вида в онтогенезе. В основе созревания индивида лежат приспособительные процессы организма, которые изучаются дифференциальной и возрастной психофизиологией, геронтологией, психогенетикой, нейропсихологией, психоэндокринологией и сексологией. В более современной, и не столь жестко привязанной к врожденным факторам, форме данная ориентация выступает в различных диспозициональных подходах к личности, исходящих при объяснении поведения из врожденных или приобретенных черт личности, характерологических особенностей, различных внутренних факторов, которые определяют индивидуальные различия в поведении человека.
В рамкахсоциогенетического подхода изучаются процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности. Проблемы социализации, или, в широком смысле, социальной адаптации человека, разрабатываются в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии. Человек изучается как продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности.
В центре вниманияперсоногенетического подхода стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации и личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни. Изучением всех этих проявлений личности занимается общая психология личности; разные аспекты этих проблем освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, аналитической и гуманистической психологии.
В обособлении биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений проявляется схема детерминации развития личности под влиянием 2-х факторов: среды и наследственности. Существует два наиболее распространенных варианта двухфакторных теорий или «концепций двойной детерминации развития» личности: теория конвергенции двух факторов В. Штерна и теория конфронтации двух факторов З. Фрейда. В теории В. Штерна развитие личности не есть лишь проявление прирожденных свойств, и не только восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних данных с внешними условиями развития. В психоаналитической теории противопоставляются личность и общество, это положение развивалось затем и в неофрейдизме.
В рамках культурно-исторического подхода разрабатывается принципиально иная схема детерминации развития личности. В этой схеме свойства человека как индивида рассматриваются как «безличные» предпосылки развития личности, которые в процессе жизненного пути могут получить личностное развитие. Социокультурная среда представляет собой источник, питающий развитие личности, а не фактор, непосредственно определяющий поведение. Будучи условием осуществления деятельности человека, среда несет те общественные нормы, ценности, роли, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».
В рамках деятельностного подхода личность рассматривается как относительно устойчивая совокупность психических свойств, как результат включения индивида в пространство межиндивидуальных связей. Индивид в своем развитии испытывает социально обусловленную потребность быть личностью и обнаруживает способность стать личностью, реализуемые в социально значимой деятельности. Этим определяется развитие человека как личности.
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими (в соответствии с их представлениями о должном воспитании и педагогическими умениями). Опираясь на то, чем ребенок уже обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов.
В общем виде развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он при благоприятно складывающихся обстоятельствах, проходит 3 фазы своего становления в ней как личности.
1-я фаза — адаптация — предполагает усвоение действующих ценностей и норм и овладение соответствующими средствами и формами деятельности и тем самым до некоторой степени уподобление индивида другим членам этой общности.
2-я фаза — индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением личности к максимальной персонализации.
3-я фаза интеграция — определяется противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности. В случае если противоречие не устранено, наступает дезинтеграция и, как следствие, либо изоляция личности, либо ее вытеснение из общности, либо деградация с возвратом на более ранние стадии ее развития.