Тема 1. Музееведение как научная дисциплина
МОДУЛЬ. Теоретические основы музееведения
Введение
Тема 1. Музееведение как научная дисциплина
Лекция 1.
1 Предмет исследования музееведения
2. Ключевые понятия музееведения
3. Метод музееведения
4. Структура современного музееведения
1. Музееведение – междисциплинарная наука, исследующая процессы:
- сохранения социально-культурной информации;
- ее познания и передачи посредством музейных предметов;
- развитие музейного дела;
- направления музейной деятельности.
Совокупность знаний, используемых в профессиональной музейной практике и отраженных в специальной литературе, обобщающей проблемы музейного дела, обозначается в наше время как «музеология» («музееведение»). Этот термин закрепился во многих языках, хотя он появился только во второй половине XIX века. Существовавший ранее термин «музеография» относился ко всем сочинениям, касавшимся музеев, а позднее (с середины XX в.) - преимущественно к описаниям музеев. Некоторое время термины «музеология» и «музеография» сосуществовали, что создавало большие неудобства.
Под музееведением обычно понимается «наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко – «музейная теория». Такое описание фиксирует лишь лежащую на поверхности связь между научной дисциплиной и одним из ее объектов – музеем как учреждением. Этим уже нельзя удовлетвориться. Встает задача выявления определяющих признаков и формулировки самого понятия, обозначаемого термином «музееведение». Единого и общепризнанного научного определения пока не существует.
История наук показывает, что «самопознание» науки происходит лишь на известном этапе ее развития и идет медленнее, чем накопление научных знаний.
Музееведениеначало осмысливать свою теоретическую систему, понятия, методы и место среди наук, пройдя долгий путь обобщения практики, систематизации материала (по крайней мере с XYI в.). Но только в последние десятилетия формирование основных понятий, создание элементов общей теории дисциплины стало важнейшим направлением в ее развитии.
В основе различий в определении музееведения лежит не только недостаточная разработка основных понятий научной дисциплины, но и разный подход к построению научных определений; в них сказывается и разная степень детализации в перечислении отдельных свойств и признаков музееведения.
Являясь специальной дисциплиной, музееведение создает теоретические и научно-методические основы практики музейного дела, обобщает его исторический опыт.
2. Предмет исследования музееведения
Предмет музееведения включает четыре основные части:
- историю музейного дела, которая изучает проблемы:
- возникновения музеев, их функционирования в разных исторических условиях;
- формирования музейное сети;
- организацию музейного дела, включающую изучение:
- тезаврирования (от греч.thesauros - сокровище) - научно-фондовой работы (исследование музейных предметов, их учет и сохранение);
- музейной коммуникации, изучающей музей как один из институтов передачи информации и проблемы, связанные с воздействием музейных средств на различные категории посетителей;
- музейное источниковедение, которое исследует теорию и методику выявления и использования музейных предметов и их коллекций;
- практическое музееведение, объектом изучения которого являются непосредственно музеи (как правило, самые известные) различных городов и стран мира.
Современная теория рассматривает музееведение исходя из общих критериев, применяемых к научным дисциплинам науковедением. Всякая наука, как известно, имеет определенный объект и предмет исследования.
Объект исследования как совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки, может иметь сходства или даже совпадать у разных наук. Объект музееведения – это музей, музейное дело как общественное явление. Но этот объект может изучаться и в известной мере изучается такими науками, как история, в частности история культуры, искусствознание, социология и др.
В отличие от объекта предмет исследования, понимаемый как определенный круг закономерностей, всегда должен быть специфичен, и это является одним из существенных признаков самостоятельной научной дисциплины. Предмет исследования отражает профиль, сферу интереса, гносеологические задачи науки.
Если объект исследования выявляется относительно просто и известен науке уже на этапе накопления материала, то предмет науки никогда не дается в готовом виде. Он должен быть найден, сконструирован.
Вычленение предмета исследования - одна из важнейших теоретических задач науки и одновременно показатель уровня ее развития. Оно связано с методологией науки и является результатом специальных исследований.
Применяя к музееведению науковедческие понятия и критерии и опираясь на исследования в этой области, можно дать следующее определение предмета музееведения.
Предмет музееведения-круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.