Тема 1. Музееведение как научная дисциплина

МОДУЛЬ. Теоретические основы музееведения

Введение

Тема 1. Музееведение как научная дисциплина

Лекция 1.

1 Предмет исследования музееведения

2. Ключевые понятия музееведения

3. Метод музееведения

4. Структура современного музееведения

1. Музееведениемеждисциплинарная наука, исследующая процессы:

- сохранения социально-культурной информации;

- ее познания и передачи посредством музейных предметов;

- развитие музейного дела;

- направления музейной деятельности.

Совокупность знаний, используемых в профессиональной музейной практике и отраженных в специальной литературе, обобщающей проблемы музейного дела, обозначается в наше время как «музеология» («музееведение»). Этот термин закрепился во многих языках, хотя он появился только во второй половине XIX века. Существовавший ранее термин «музеография» относился ко всем сочинениям, касавшимся музеев, а позднее (с середины XX в.) - преимущественно к описаниям музеев. Некоторое время термины «музеология» и «музеография» сосуществовали, что создавало большие неудобства.

Под музееведением обычно понимается «наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко – «музейная теория». Такое описание фиксирует лишь лежащую на поверхности связь между научной дисциплиной и одним из ее объектов – музеем как учреждением. Этим уже нельзя удовлетвориться. Встает задача выявления определяющих признаков и формулировки самого понятия, обозначаемого термином «музееведение». Единого и общепризнанного научного определения пока не существует.

История наук показывает, что «самопознание» науки происходит лишь на известном этапе ее развития и идет медленнее, чем накопление научных знаний.

Музееведениеначало осмысливать свою теоретическую систему, понятия, методы и место среди наук, пройдя долгий путь обобщения практики, систематизации материала (по крайней мере с XYI в.). Но только в последние десятилетия формирование основных понятий, создание элементов общей теории дисциплины стало важнейшим направлением в ее развитии.

В основе различий в определении музееведения лежит не только недостаточная разработка основных понятий научной дисциплины, но и разный подход к построению научных определений; в них сказывается и разная степень детализации в перечислении отдельных свойств и признаков музееведения.

Являясь специальной дисциплиной, музееведение создает теоретические и научно-методические основы практики музейного дела, обобщает его исторический опыт.

 

2. Предмет исследования музееведения

Предмет музееведения включает четыре основные части:

  1. историю музейного дела, которая изучает проблемы:

- возникновения музеев, их функционирования в разных исторических условиях;

- формирования музейное сети;

  1. организацию музейного дела, включающую изучение:

- тезаврирования (от греч.thesauros - сокровище) - научно-фондовой работы (исследование музейных предметов, их учет и сохранение);

- музейной коммуникации, изучающей музей как один из институтов передачи информации и проблемы, связанные с воздействием музейных средств на различные категории посетителей;

  1. музейное источниковедение, которое исследует теорию и методику выявления и использования музейных предметов и их коллекций;
  2. практическое музееведение, объектом изучения которого являются непосредственно музеи (как правило, самые известные) различных городов и стран мира.

Современная теория рассматривает музееведение исходя из общих критериев, применяемых к научным дисциплинам науковедением. Всякая наука, как известно, имеет определенный объект и предмет исследования.

Объект исследования как совокупность реальностей, на которые направлены познавательные усилия науки, может иметь сходства или даже совпадать у разных наук. Объект музееведенияэто музей, музейное дело как общественное явление. Но этот объект может изучаться и в известной мере изучается такими науками, как история, в частности история культуры, искусствознание, социология и др.

В отличие от объекта предмет исследования, понимаемый как определенный круг закономерностей, всегда должен быть специфичен, и это является одним из существенных признаков самостоятельной научной дисциплины. Предмет исследования отражает профиль, сферу интереса, гносеологические задачи науки.

Если объект исследования выявляется относительно просто и известен науке уже на этапе накопления материала, то предмет науки никогда не дается в готовом виде. Он должен быть найден, сконструирован.

Вычленение предмета исследования - одна из важнейших теоретических задач науки и одновременно показатель уровня ее развития. Оно связано с методологией науки и является результатом специальных исследований.

Применяя к музееведению науковедческие понятия и критерии и опираясь на исследования в этой области, можно дать следующее определение предмета музееведения.

Предмет музееведения-круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела.