Грамматические категории существительного

Как и в других германских языках, имя существительное имеет категории числа, падежа и рода. Число и падеж – чисто грамматические, или словоизменительные категории; род – постоянная лексико-грамматическая категория.

Категория числа включает формы единственного и множественного числа и является, таким образом, редуцированной по сравнению с общеиндоевропейской системой, так как форма двойственного числа в древнеанглийском уже не представлена. Множественное число употребляется для обозначения как двух, так и более двух предметов. Формы числа характеризуются рядом окончаний, различных для всех типов склонения.

Категория падежа включает именительный, родительный, дательный и винительный и является также редуцированной по сравнению с индоевропейской системой, состоявшей из 8 падежей. ( Значения и функции падежных форм приблизительно соответствуют таковым в русском языке: именительный падеж – назывная форма имени, в предложении подлежащее или именная часть сказуемого; родительный падеж обозначает принадлежность, в предложении определение; дательный – непрямой объект действия, косвенное дополнение; винительный – объект, подвергающийся действию, прямое дополнение.)

Категория рода включает мужской, женский и средний род. У одушевленных существительных род определяется лексическим значением, то есть принадлежностью обозначаемого лица к тому или иному биологическому полу. Соответственно, существительные, обозначающие лиц мужского пола (fædar “отец”, sunu “сын”, man “мужчина”) относятся к мужскому роду; существительные, обозначающие лиц женского пола ( modor “мать”, sweostor “сестра”, cwena “женщина”) – к женскому. В ряде случае, однако, грамматический род противоречит лексическому значению существительного. Например, wif “женщина, жена”, mæjden “девушка” относятся к среднему роду, wifman “жена” – к мужскому.

У неодушевленных существительных категория рода не мотивирована. (Ср. в русском языке: стол – м.р., окно – ср.р., дверь – ж.р.) По-видимому, в древнем сознании те или иные предметы ассоциировались с каким-либо биологическим полом; однако принципы этой классификации неясны уже в эпоху самых ранних письменных памятников.