УЭ-6. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА.

ПОРЯДОК ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА.

6.1. Раскрытие данного вопроса предполагает выяснение того, каковы конкретно материальные репрезентанты идеологии как духовного феномена с момента ее появления в обществе до тех ситуаций, когда она реализует свои функции, достигая сознания тех членов общества, которых она побуждает к определенным действиям.

Важно помнить, что идеология - это в конечном счете инструмент, посредством которого субъекты, создавшие и распространяющие ее, привлекают на свою сторону определенных членов общества. При этом необходимо выявить основные элементы динамичной системы функционирования государственной идеологии в Республике Беларусь.

Если рассматривать временные параметры механизма функционирования государственной идеологии в республике, то можно представить его в виде следующих основных этапов:

1 этап - теоретико-концептуальное обоснование и оформление идеологии государства в виде теорий, концепций. Субъектами этого этапа выступают специализированные научно-исследовательские центры (научно-исследовательские институты гуманитарного профиля в Академии наук Республики Беларусь, кафедры гуманитарных дисциплин в вузах, идеологический центр при Президенте Республики Беларусь и др.).

П этап - доведение до сознания различных категорий населения страны содержания вышеназванных теорий и концепций с целью вовлечения их в процесс реализации программ, выработанных на основе идей и принципов соответствующей идеологии.

Распространение государственной идеологии в обществе достигает эффекта в том случае, если реализуется ее мобилизационная функция, когда члены общества, проникнувшись пониманием основных ее идей, осознают необходимость их осуществления, объединяют свои усилия и вовлекаются в действия, направленные на достижение соответствующих идеалов. Поэтому процесс стихийного распространения идеологии в обществе через искусство, средства массовой информации должен приобрести организованный характер, поскольку результативность в этом случае будет выше. Именно на придание этому процессу организованного характера и направлена идеологическая работа - особая деятельность, которая имеет своих субъектов, объектов, цели, средства, формы, методы. Она выступает составной частью процесса политической социализации личности.

 

6.2.Сейчас, когда в республике признается необходимость идеологической работы, возникает вопрос о том, какова должна быть ее структура, через какие виды деятельности она должна реализовываться?

Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к характеристике возможных способов воспитательного воздействия, применяемых для формирования любых качеств человека. Во-первых, это информационно-просветительное (вербальное) воздействие на воспитуемого, предполагающее разъяснение норм, правил, стандартов поведения, приемлемых с точки зрения воспитателя. Во-вторых, это формирование у воспитуемого качеств через видоизменение, организацию определенным образом его микросреды - личностной, предметной. И, наконец, в-третьих, воспитание может осуществляться посредством вовлечения воспитуемого в такой вид деятельности, который и будет формировать нужные качества.

Направление идеологической работы, которое предполагает информационно-просветительное воздействие, включает, во-первых, преподавание специального курса "Основы идеологии белорусского государства", введенного в качестве обязательного предмета в учебные заведения различного уровня. Кроме этого в учебных заведениях республики преподается ряд социально-гуманитарных дисциплин, имеющих достаточно сильный идеологический аспект: история, социология, политология, экономическая теория. В республике стало традицией проведение единых дней информирования по актуальным проблемам социально-экономического и политического развития страны. Как осуществлять данную работу, чтобы не нарушать право личности на свободу мнений и убеждений? В этом случае необходимо придерживаться ряда известных принципов.

Прежде всего, это принцип научности, который требует соблюдения объективности при освещении конкретных исторических событий, социальных процессов. Во-вторых, это принцип конкретно-исторического подхода, который предполагает давать оценку процессам, событиям с точки зрения условий той эпохи, элементом которой являются данные события. В-третьих, это принцип идеологического плюрализма, который находит свое выражение в статье 33 Конституции Республики Беларусь, указывающий на то, что каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Поэтому необходимо избегать принудительности в идеологической работе и стремиться создавать условия для осознанного выбора той или иной мировоззренческой позиции. На семинаре руководящих работников по идеологической работе в марте 2003 года Президентом страны Лукашенко А.Г. было подчеркнуто, что идеология - это та сфера, где надо не приказывать, а рязъяснять, понимать и верить. Там же было отмечено, что информирование населения - важная, но только часть идеологической работы.

Большое значение в формировании определенных ценностей, идеалов имеет конкретным образом организованная среда, в рамках которой люди работают, отдыхают, работа административных служб различного уровня, которые проявляют к ним максимальное внимание. В результате возникает ощущение благодарности за заботу, на основе которой легко формировать убежденность в правильности политики администрации, государства, а, значит, и в правильности той идеологии, которая лежит в основе этой политики.

Главное направление идеологической работы - патриотическое воспитание, которое немыслимо без формирования чувства гордости за страну, город, предприятие, учебное заведение. Сформировать это чувство невозможно без реальных достижений, сдвигов в лучшую сторону как в рамках страны в целом, так и на микроуровне, в условиях конкретного трудового или учебного коллектива. События последних лет в истории нашей республики свидетельствуют о том, что такие успехи имеются. Но они не всегда видны и понятны молодому поколению, поскольку оно сформировалось полностью в постсоветский период и не может сравнивать эти достижения с тем уровнем развития, от которого мы двинулись вперед, развиваясь как самостоятельное государство: им неизвестен тотальный дефицит товаров, неизвестен период, когда многие предприятия в республике были на грани банкротства. Довольно часто молодежь сравнивает нынешний уровень развития республики с уровнем развития некоторых европейских стран бывшего социалистического лагеря, у которых стартовые возможности были значительно выше, чем у нас. Отсюда и одна из задач идеологической работы - формирование у молодежи адекватной оценки нашим достижениям.

Главная задача идеологической работы - это привлечение все большего числа граждан в число тех, кто разделяет идеи государственной идеологии. Но при этом организаторы идеологической работы должны избегать как "правых" так и "левых" крайностей.

 

 

Механизм идеологической работы в обществе

 

Идеологическая работа - деятельность по распространению в обществе идей, ценностей, идеалов конкретной идеологии

 


Информационно-просветительное направление (деятельность СМИ, лекции, беседы) Организация среды, элементы которой формируют определенные идеологические ориентации Вовлечение воспитуемых в опреде- ленные виды деятель- ности, которые формиру- ют у них необходимые обществу идеологические ориентации
Воспитание словом Воспитание средой Воспитание делом

 

6.3.Проанализируйте роль государства как аппарата управления обществом в реализации вышеназванных этапов механизма идеологической работы, имея в виду его основные элементы:

1. Роль Президента Республики Беларусь в формулировке идей и положений государственной идеологии, их правовое закрепление (издание декретов, указов, директив). Важно также проанализировать в этой связи правовые, административные, моральные формы и методы деятельности Президента по реализации положений национально-государственной идеологии.

2. Роль Парламента - Национального собрания Республики Беларусь, который выступает важнейшим звеном как формирования, так и реализации государственной идеологии. Важнейшая функция Прламента - выявление в обществе интересов социальных групп, обеспечение приемлемого для него баланса интересов различных категорий населения и закрепление его в принимаемых законах. Основная форма деятельности Прламента по формулированию и реализации положений государственной идеологии - законотворчество.

3. Роль Правительства - Совета Министров Республики Беларусь, институтов судебной власти, органов местного управления как инструментов практической реализации положений государственной идеологии.

 

 

Заканчивая освоение информации в рамках модуля 3, необходимо сделать вывод: Независимая Беларусь, история которой берет отсчет в 1991 году, состоялась. Ее результаты стали заметны, ощутимы как гражданами республики, так и в мире. С нашей страной считаются и на Западе, и на Востоке, а белорусское гражданство стало желанным для многих иностранцев.