При компоновке
1.1. Зазор «a».
Зазор «a» между вращающимися деталями и внутренней стенкой корпуса, чтобы поверхности колес не задевали последних, определяют по формуле мм, где L - наибольшее расстояние между внешними поверхностями деталей передач, мм.
Найденное значение «a» округляют в большую сторону до целого числа.
1.2. Расстояние «b0» между дном корпуса и поверхностью колес или червяков для всех типов редукторов и коробок передач принимают b0 ³ 4 а.
1.3. Расстояние «C» между торцевыми поверхностями колес многоступенчатого редуктора, выполненного по развернутой схеме, определяют по соотношению С=(0,3...0,5) а.
1.4. Размер «x». Этот размер определяет способ смазки подшипников. Применяются два способа смазки: пластичная и смазка жидким маслом из общей ванны (разбрызгиванием).
Пластичная смазка. Для предотвращения вытекания смазки внутрь корпуса и вымывания пластичной смазки жидким маслом из зоны зацепления устанавливаются мазеудерживающие кольца (Рис.1.1 а). Их ширина определяет размер х=8...12 мм. Мазеудерживающее кольцо может иметь 2...3 круговых проточки винтового характера. Зазор между корпусом и кольцом не превышает 0,2...0,3 мм. Торцы мазеудерживающих колец должны выступать внутрь корпуса на величину 1...2 мм, чтобы попадающее на кольца жидкое масло сбрасывалось центробежной силой в корпус и не попадало в полость размещения пластичной смазки подшипников.
Смазка разбрызгиванием. Если подшипник смазывается жидким маслом из общей ванны, нужно защитить от избытка смазки или от попадания в него продуктов износа зубьев в виде металлических частиц, следует устанавливать защитные (маслоотбойные) кольца (Рис. 1.1 б). Обычно это делается при расположении подшипника вблизи шестерни, когда ее диаметр мало отличается от наружного диаметра подшипника, вследствие чего масло из зоны зацепления может отбрасываться в подшипник. При установке защитных колец размер «x» следует принять в пределах 5 мм (х=5 мм). Особенно необходимо применение защитных колец для подшипников валов червяка и косозубых шестерен, ибо здесь струя масла с большой скоростью отбрасывается в осевом направлении и разрушающе действует на конструкцию подшипников.
6...9 мм
а) б)
Рис. 1.1