Система выпуска изданий по искусству в РФ.
Характеристика запросов и предпочтений читателей книг по искусству
Система выпуска изданий по искусству в РФ.
По данным Российской книжной палаты раздел «Искусство» входит в десятку наиболее издаваемых тематических разделов в России, число выпущенных книг и брошюр за 2011 год составила 2460 названий общим тиражом свыше 13 тыс. экз., всего изоизданий было выпущено 3622 еденицы. На первом месте из издающих регионов стоит Москва (2823 изданий), на втором — СПб (всего 234 издания).
Начиная с 1990-х гг. репертуар искусствоведческих изданий претерпел ряд изменений. Так, ушли с рынка массово-политические издания по искусству, в несколько раз упало количество выпускаемых справочных и практических изданий. В то же время увеличилось число научно-популярных, учебных и научных изданий, они составляют основной массив изданной литературы по искусству. Именно эти издания в полной мере позволяют раскрыть различные аспекты знания об искусстве и наиболее полно удовлетворить спрос читателей. По данным Московского дома книги, с середины 2000-х гг. спрос на энциклопедии по искусству снижался и продолжает снижаться (вероятно, небольшие справки энциклопедического характера сейчас удобнее просматривать в сети Интернет, а хранить дома, например, энциклопедии по искусству, имеющие большой формат, стало менее удобно. К тому же серьезные энциклопедические издания, где основную смысловую нагрузку несет текст, имеют иллюстрации, как правило, небольшого размера и в черно-белом исполнении). Поэтому тиражи снижаются до 1000 экз., многие выпускаются частью тиража в виде подарочного издания.
В репертуаре издательств, выпускающих книги и альбомы по искусству прослеживается тенденция к выпуску серийных изданий. Больше 50 % изданий тематического раздела выпускаются в сериях. Наверное, отчасти это можно объяснить стремлением издательств «приучить» к сериям, привлекая покупателя к покупкам издания в серии единого оформления и формата, а, значит, и издательства (стимулирование сбыта и привязка к опред. издательству).
Книги по теории и истории искусств отечественных и зарубежных авторов пользуются постоянным спросом. Это широчайший диапазон монографических изданий как общего характера, так и посвященных разнообразным художественным стилям, направлениям, школам, видам и жанрам искусств.
Часть изданий научного типа представлены сборниками — коллективными и тематическими, большинство которых подготовлены научными коллективами музеев, исследовательских институтов, библиотек.
Читательский адрес научных искусствоведческих изданий достаточно широк. Это, с одной стороны, ученые-искусствоведы, преподаватели, деятели искусства, студенты и аспиранты, деятели искусства (художники, режиссеры, архитекторы и т. д.), а с другой стороны, эти издания будут интересны тому кругу читателей, чей уровень эстетических знаний достаточно высок.
Относительно учебных изданий: востребованы различные пособия для самостоятельного изучения изобразительному искусству и развитию творческих способностей, пошаговые рекомендации для начинающих художников. Весьма востребованы студентами, изучающими живопись, книги по живописи, анатомические атласы, и здесь очень важным становится формат и качество полиграфии издания, позволяющим использовать имеющийся материал в процессе обучения. Это книги по материалам и технике: масляная живопись: Томас Б. Пишем масляными красками. М. :Астрель, 2004; пастель: Пастель: подробный практический курс. М. :Мир книги, 2006; акварель: Медуэй Д. Акварель. М. :АСТ, 2004.; технике рисунка. Этот репертуар представлен в различных сериях издательств, "Уроки рисунка и живописи", "Мастер-класс", "шаг за шагом", "библиотека художника", "Студия художника".
Лидерство в продажах литературы по искусству принадлежит живописи. Традиционно большим спросом пользуются издания по масляной живописи и акварели для любителей и профессионалов. В последние годы возрастает интерес к изданиям по прикладным видам живописи: станковой, монументальной, плафонной, театрально-декорационной.
Большим спросом пользуются издания, посвященные коллекциям художественных музеев мира — Лувр, Эрмитаж, издания по различным жанрам живописи — пейзаж, портрет и пр. Среди пейзажей наиболее востребованы пейзажи русских художников 19—начала 20 века — репина, Левитана, Шишкина, Айвазовского. Читателям интересны также научно-популярные издания, посвященные жизни и творчеству известных художников, их мемуары, письма и литературные работы по живописи. Среди изданий по графике следует отметить два основных направления: классическое и прикладное направление, завоевывающее все большую популярность и уже ставшую профессиональной деятельностью для многих — графический дизайн. В основном это переводные издания специализированного издательства "Rockport Publisher Inc." Имеют большой формат и оригинальное оформление, посвящены темам: шрифты, геометрическим фигурам, различным шаблонам и пр. Основную смысловую нагрузку несет иллюстративный ряд, сопровождаемый текстом.
Скульптура представлена гораздо меньшим количеством в репертуаре изданий. В основном это издания по истории скульптуры (Мировая скульптура: виды и жанры, этапы развития, стили и направления), и книги, посвященные творчеству великих скульпторов.
Следующим по популярности разделом является "Архитектура", рассматривающие три основных направления: собственно архитектура, памятники архитектуры, градостроительство. Лидирующие позиции занимают издания по истории архитектуры, архитектурным стилям, экстерьерам и интерьерам зданий, шедеврам мировой архитектуры и творчеству архитекторов прошлого, издания о памятниках архитектуры России. Литература по истории мировой архитектуры представлена в основном переводными изданиями. Интерес для будущих архитекторов представляют регулярно переиздающиеся классические труды по архитектуре: Витрувий. Десять книг об архитектуре (М. : Архитектура-С) иАндреа Палладио «Четыре книги об архитектуре» (М. : Архитектура-С). Очень популярны издания по ландшафтному дизайну и дизайну интерьеров — переводные издания высокой ценовой категории. Схемы, планы и иллюстрации — главное в этих изданиях, они позволяют почерпнуть новые идеи и решить конкретные задачи.
Литература по фотоискусству представлена книгами по истории художественной, репортажной и других видов фотографии, особенностями того или иного вида съемки, книги по обработке изображений в Фотошоп. Все издания по фотоделу напечатаны на очень хорошей бумаге (часто за границей, например, в Финлянии) и прекрасно иллюстрированы, что делает их довольно дорогими.
Массив литературы по декоративно-прикладному искусству посвящен преимущественно русским народным промыслам, по технике декоративно-прикладного искусства, различным видам художественных изделий из керамики, стекла, ткани, металлов, дерева, камня, особенностей обработки этих материалов пользуется спросом у иностранных туристов, читателей-специалистов и интересующихся данным видом творчества. Среди широкого круга читателей, особенно женщин, пользуются большим спросом издания по различным декоративным техникам, таким как декупаж (своеобразная аппликация из кожи, бумаги, других материалов, покрывающая поверхность декупируемого предмета — это может быть практически что угодно — от мебели до баночки из-под чая), квиллингу (иначе — бумагокручению) — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Становится больше литературы по ранее малоизученным направлениям декоративно-прикладного искусства, например, по войлоковалянию (раньше со словом войлок ассоциировались, преимущественно, валенки, а сейчас из войлока делают очень много красивых и практичных вещей — от сумок и игрушек до украшений).
Литература по балету, хореографии и танцу вызывает заметный интерес. На две трети (по данным Московского дома книги) репертуар представлен литературой, обучающей отдельным видам танца: классическому, народному, спортивному и другим, остальная часть представлена популярными изданиями о знаменитых артистах балета.
Репертуар подраздела «театр» в основном представлен мемуарами, воспоминаниями и биографиями известных актеров, книгами по истории театра, и отдельными театральными постановками. К специализированным изданиям относятся работы по сценографии и режиссуре. Спросом у студентов театральных училищ и вузов пользуются постоянно переиздающиеся книги К. С. Станиславского (Работа актера над собой) и Михаила Александровича Чехова — русского и американского драматического актёра, театрального педагога, режиссёра, племянника писателя Антона Чехова, (Путь актера). Их студенты используют в качестве учебников, т. к. учебные издания с грифом практически отсутствуют (равно как и по многим другим направлениям искусства).
В подразделе «Киноискусство» преобладают издания по истории кинематографа и кинорежиссуре, мемуары известных отечественных и зарубежных актеров кино, операторов. В этом сегменте интерес вызывают популярные справочники-навигаторы по кино. Почти отсутствуют книги, посвященные эстраде, разговорному жанру и цирковому искусству.
Для книг по искусству характерно:
1. Достаточно большой формат издания;
2. Хорошая полиграфия.
3. Большое количество иллюстраций.
4. Большинство изданий подготовлены на научной основе и имеют хороший вспомогательный аппарат — различные хронологические таблицы, указатели, словари искусствоведческих терминов.
Список использованной литературы:
Соколова, Т. В. Современные издания искусствоведческой литературы : на примере ассортимента Московского дома книги // Библиография. М. — 2007. — № 6 (353). — С. 83—91.