Материалы для обсуждения.
Экологи сформулировали следующие принципы для рационального использования природных ресурсов:
1. Старайтесь использовать неисчерпаемые и возобновимые ресурсы. Возобновимые ресурсы должны использоваться со скоростью их естественного восполнения (принцип – сбалансированное использование).
2. Большая часть отходов и загрязнителей или может быть отнесена к ресурсам, которые мы по глупости не используем, или они настолько опасны, что не должны производиться вообще (принцип – никаких отходов природе).
3. Для уменьшения загрязнений, экономии ресурсов и сокращения количества отходов необходимо использовать ресурсы в первую очередь для удовлетворения жизненно важных потребностей с максимальной эффективностью (принцип – умеренность в эффективности).
Объясните, как вы понимаете данные принципы. Выполняются ли они в нашем обществе?
4. Приведите примеры антропогенных воздействий на ресурсы атмосферы, водную среду, земельные ресурсы.
5. Обоснуйте экономическую целесообразность освоения новых источников энергии.
Критерии оценки устных ответов:
«Отлично» ставится, если студент: обстоятельно, с достаточной полнотой излагает подготовленный материал, демонстрируют владение темой, соблюдая её границы; обнаруживает полное понимание содержания материала, может обосновать свои суждения развёрнутой аргументацией, привести необходимые примеры; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка и речевой культуры.
«Хорошо» ставится, если студенты дают ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускают 1 – 2 ошибки, которые сами же и исправляют после замечаний преподавателя или других студентов, и единичные погрешности в последовательности и языковом оформлении ответа.
«Удовлетворительно» ставится, если студенты обнаруживают знание и понимание основных положений данной темы, но: излагают материал неполно и допускают неточности в определении понятий или формулировке сообщаемой информации; не умеют достаточно глубоко и основательно обосновать и аргументировать свои суждения и привести примеры, к высказываниям других относятся невнимательно.
«Неудовлетворительно» ставится, если студенты обнаруживают незнание большей части обсуждаемого материала, допускают неточности в определении понятий, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагают материал.
Тестовый контроль «Антропогенное воздействие на окружающую среду» с несколькими ответами.
Вариант №1
1. Применение ядохимикатов в борьбе с сельскохозяйственными вредителями приводит к:
а) полному уничтожению всех особей данной популяции вредителей;
б) сокращению численности популяций, приносящих пользу (насекомых-опылителей, птиц и др.);
в) временному сокращению численности популяции вредителя;
г) выработке устойчивости у особей данной популяции вредителей к ядохимикату;
д) активизации естественных врагов вредителей.
2. К глобальным экологическим проблемам биосферы следует отнести:
а) уничтожение большого лесного массива при строительстве промышленного предприятия;
б) увеличение количества углекислого газа в атмосфере;
в) истощение озонового слоя;
г) загрязнение морского побережья в районе больших городов;
д) хищнические способы охоты и рыболовства.
3. К главным почвообразующим факторам относятся:
а) климат;
б) время;
в) живые организмы;
г) материнская порода;
д) рельеф.
4. В промышленном рыболовстве установлен минимальный размер ячеек для сетей. Это сделано для:
а) вылова более крупной и старой рыбы;
б) вылова рыбы только одного вида;
в) вылова особей, достигших половой зрелости;
г) изъятия из популяции особей без ущерба для ее дальнейшей продуктивности;
д) товарного вида вылавливаемой рыбы.
5. Основными компонентами почвы являются:
а) минеральные частицы;
б) редуценты;
в) детрит;
г) детритофаги;
д) гумус.
6. Выберите правильные суждения.
А) Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей человека;
Б) Человек, нарушая естественные условия существования болезнетворных организмов, нередко сам становится жертвой природно-очаговых болезней;
В) Абсолютная тишина благотворно сказывается на самочувствии человека;
Г) Биоритмы каждого человека индивидуальны;
Д) Резкое перемещение в дальний часовой пояс приводит к сбою в биологических ритмах человека;
Е) Изменения погоды одинаково сказываются на самочувствии разных людей;
Ж) Если продукт не содержит избытка нитратов, значит, он экологически чистый;
З) Город следует рассматривать как экосистему;
И) Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки;
К) При утомлении даже у здорового человека не может происходить перераспределения резервных функций организма.
Вариант №2
1. СПИД передается:
а) воздушно-капельным путем;
б) при пользовании вещами больного;
в) при укусе комара;
г) половым путем;
д) при пользовании посудой больного.
2. Понятие «погодные условия» включает:
а) атмосферное давление;
б) влажность;
в) уровень загрязнение атмосферы;
г) концентрацию кислорода;
д) движение воздуха.
3. Рациональное питание предусматривает:
а) необходимость учета потребностей организма в различных питательных веществах;
б) предпочтение более калорийной пищи;
в) оценку и учет энергетической ценности продуктов питания;
г) учет возраста, деятельности и состояния здоровья;
д) регулярный прием пищи в определенное время.
4. Химическое загрязнение окружающей среды может вызвать у человека: а) головокружение, тошноту, кашель;
б) хроническое отравление;
в) инфекционное заболевания;
г) функциональные расстройства сердечно - сосудистой системы;
д) острое отравление и даже смерть.
5. Причиной раковых заболеваний могут стать:
а) химическое загрязнение среды;
б) канцерогены;
в) курение;
г) стрессы;
д) малокалорийное питание.
6. Выберите правильные суждения.
А) Применение фреонов в производстве и быту приводит к образованию кислотных дождей;
Б) Изменения почвы, происходящие в процессе ее формирования, сходны с сукцессионными изменениями экосистем;
В) Неумелое применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве приводит к нарушению круговорота веществ в экосистемах;
Г) Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы;
Д) Кислород, углекислый газ и азот участвуют в основных биогеохимических циклах;
Е) Биологическая продуктивность агроценоза выше, чем у любого естественного биоценоза;
Ж) Уменьшение площади лесов нарушает круговороты кислорода и углекислого газа в биосфере;
З) Деятельность человека может оказать положительное воздействие на развитие естественных популяций;
И) Кислород в атмосферу поступает в основном в результате деятельности фитопланктона морей и океанов;
К) Загрязнение атмосферы сказывается на состоянии всех природных экосистем.
Ответы: