Определение науки
ВВЕДЕНИЕ
Определение места этнографии в системе общественных наук, знакомство с ее учреждениями и изданиями в глобальном масштабе, с ее терминологией, классификацией и систематизацией многообразного и многоликого этнического состава мира - главное содержание настоящего учебного пособия, имеющего цель первичного знакомства с этой специфической отраслью знаний. В нем значительное место отводится характеристике этнической истории мира, методике, этногенетическим исследованиям, современным этническим процессам, играющим в ряде крупнейших регионов Земли важную политическую роль. дается обобщенное представление о методологии этнографической науки, об основных школах и направлениях в буржуазной этнографии, о теоретических основах советской этнографической школы.
В основу предлагаемого учебного пособия положен курс лекций, читаемых на кафедре этнографии и антропологии исторического факльтета Ленинградского университета для студентов, специализирующихся как по этнографии, так и по антропологии. Побудительной причиной к изданию такого курса явился широкий интерес к этнографии, проявленный студентами университетов и педадогических институтов страны, выражающийся в проведении всесоюзных студенческих этнграфических конференций. В решении конференции вузовских этнографов страны, прошедшей в октябре 1988 г. в Ленинградском университете было записано поже-
-3-
лание о новом издании данного учебного пособия, которое могло бы оказать незаменимую помощь в ориентации студента в сложных проблемах этнографии - науки, изучающей народы мира, их культурное своеобразие, их вклад в мировую цивилизацию.
Автор надеется, что "Введение в этнографию" хотя бы в какой-то степени отвечает этим высоким требованиям, а также считает своим долгом принести благодарность коллективу кафедры этнографии и антропологии Ленинградского университета, сотрудникам кафедры этнографии Московского университета им. М.В. Ломоносова и кафедры этнографии омского университета коллегам - сотрудникам института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР, которые постоянной поддержкой, добрыми советами, практической помощью способствовали напиманию нового варианта пособия*.
В данном учебном пособии употребляются прежние названия ГДР и ФРГ.
Глава I
ЭТНОГРАФИЯ И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Определение науки
Традиционно считается, что присутствие в терминах, обозначающих научную дисциплину, греческого γράφω (пишу) определяет ее как описательную науку, отличную от тех наук, которые обозначены через греческое λóγος (понятие, учение), и поэтому являющихся теоретическими. Вместе с тем такое представление, справедливое для поры становления наук как самостоятельных отраслей знаний, когда собирался эмпирический материал и осмысление его несколько отодвигалось во времени, не соответствует современному уровню наук, имеющих в своем наименовании "графо" или "логос".
Предлагаемое некоторыми советскими исследователями изменение названия "этнография" на "этнология" либо выделение на основе теоретических аспектов этнографии той же "этнологии" не оправдано и не способствует терминологической ясности, так как под термином "этнография" давно уже понимается не столько "народо (этнос) -описание (графо)", сколько "народоведение", что практически является русским переводом термина "этнология".
Следует, однако, отметить, что начиная с 1973 г. даже в названии международных конгрессов слово "этнографический" было заменено на слово "этнологический". Но суть осталась той же.
Этнография как самостоятельная отрасль знаний возникла почти полтора века тому назад. С течением времени, если учесть, что этнографические материалы накапливались практически на протяжении всей письменной истории человечества, происходили некоторые, а иногда и существенные изменения определения самой этнографической науки. Подобное положение не может восприниматься как следствие неопределенности задач, методов и объектов этнографии, а является всего лишь отражением постоянно и прогрессивно меняющегося уровня этнографических
-5-
исследований. Такое состояние не уникально; нечто подобное происходит и в точных и в естественных науках.
Если отвлечься от несколько необычного определения этнографии как квинтэссенции общественных наук, данного в 20-х годах советским этнографом Л. Я. Штернбергом, современная литература знает два типа определения: энциклопедический (содержащийся в изданиях советской энциклопедии) и методический (изложенный в обобщающих и учебных публикациях). В прежних энциклопедических изданиях излагалось определение, данное этнографии советским ученым С. П. Толстовым: "Этнография, историческая наука, изучающая путем непосредственного наблюдения культурные и бытовые особенности различных народов мира, исследующая исторические изменения и развитие этих особенностей, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этническая география) и культурно-исторических взаимоотношений народов" 1 .
Во втором издании "Большой Советской Энциклопедии" в 1957 г. М. Г. Левин так писал об этнографии: "Этнография - отрасль истории, исследующая культурно-бытовые особенности различных народов мира в их историческом развитии, изучающая проблемы происхождения и культурно-исторических взаимоотношений этих народов, восстанавливающая историю их расселения и передвижения" 2 . Как можно видеть, подобное определение мало отличается от определения С. П. Толстова.
В 1976 г. в "Советской исторической энциклопедии" Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев фактически избегают давать определение науки, констатируя лишь объект ее исследования, предмет и метод. Они пишут: "Этнография... общественная наука, основным объектом изучения которой являются народы - этносы, а также другие типы этнических (этнографических) общностей... Этнография изучает сходство и различия образа жизни народов (этнических общностей), их происхождение (этногенез) и расселение, а также культурно-исторические взаимоотношения. Основной предмет этнографии составляют характерные, традиционные черты повседневной бытовой культуры народов, образующие в совокупности (вместе с языком) их специфический, этнический облик... В качестве главных источников используются прежде всего данные, полученные методом непосредственного наблюдения современной жизни народов... Сопоставляя материал прежних свидетельств с современными фактами, этнограф воссоздает картину исторического развития быта и культуры данного народа или группы народов.. Этнографии присущи комплексный подход к предмету исследования и использование данных, полученных смежными дисциплинами, как гуманитарными, так и естественными, со многими из которых
1 Большая Советская Энциклопедия (БСЭ). М., 1939. Т. 48. С. 205.
2 Советская этнография. № 1. 1946. С. 3.
-6-
она тесно связана... Этнография ставит и решает весьма различные проблемы, как чисто познавательные, так и практические: одни из них касаются прошлого, другие - современного" 3 . Продолжая характеризовать этнографию, Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев излагают важнейшие проблемы, решаемые этнографами нашей страны. Данное толкование в значительной степени является расширенным комментарием к прежнему определению С. П. Толстова (с тем существенным дополнением, что в него вошло изучение и исторических этнических общностей, которые нельзя наблюдать "непосредственно", а судить о которых можно по различного вида письменным и вещевым источникам, элементам традиционной культуры). С другой стороны, как и первое определение, оно носит некоторый административный характер, т. е. в значительной степени совпадает с планами научной работы ведущего этнографического центра страны и посему подвержено любым изменениям в результате изменения самой тематики исследований.
Видимо, ощущая подобную зависимость, С. А. Токарев в 1968 г. привел в учебном пособии "Основы этнографии" более обобщенное определение: "Наиболее простое и в то же время точное определение этнографии: это историческая наука, изучающая народы, их быт и культуру" 4 , а Ю. В. Бромлей в 1973 г. в книге "Этнос и этнография", обобщающей проблематику советской и мировой этнографии, определяет этнографию как "науку об этнических общностях", добавляя при этом, что "понимание этнографии как науки о народах предполагает, что основная ее функция - исследование этого своего главного объекта во всем его многообразии. Так как этносы представляют собой отличающиеся друг от друга динамические системы, этнография прежде всего исследует сходство и различие между народами, а также изменение их характерных черт во времени, т. е. этнические процессы" 5 .
Шло время, и уже в третьем издании БСЭ (1978 г.) Ю. В. Бромлей и С. А. Токарев дают более краткое определение этнографии, правда, фактически повторяя самих себя: "Этнография... общественная наука, изучающая народы - этносы и другие этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной, повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик" 6 . В советском Энциклопедическом словаре 1980 г. указано: "Этнография, этнология, народоведение - наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения
3 Советская историческая энциклопедия. М., 1976. Т. 16. С. 642
4 Основы этнографии / Под ред. С. А. Токарева. М., 1968. С. 5.
5 Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 264.
6 БСЭ, 3 е изд. М., 1968. С. 302.
-7-
(этногенез), расселение (этнография) и культурно-исторические взаимоотношения народов" 7 .
Казалось бы, все ясно, но в учебном пособии "Этнография" под редакцией Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова об этнографии говорится, что она представляет собой науку, объектом изучения которой являются народы мира. Здесь вновь отсутствует как содержательная, так и целевая установка.
Учитывая сказанное, можно дать следующее определение этнографии как науки: этнография - историческая наука о происхождении и этнической истории народов, формировании специфических особенностей их культуры и быта - составных частей мировой цивилизации.