Вавилон в эпоху Старовавилонского царства и при касситской династии.

В Дверечии держава III династии Ура (наиболее выдающиеся цари Ур-Намму (2111-2094) и Шульги (2093-2046)) просуществовала, подобно Аккадской, свыше столетия. В самом начале II тыс. до н. э. она распалась под натиском врагов, вторгшихся почти одновременно с запада (семитские племена амореев) и востока (эламиты).

Борьба городов Двуречья и возвышение Вавилона. После падения III династии Ура в Двуречье на протяжении двух с лиш­ним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политиче­ская раздробленность и междоусобные войны.

Завоеватели-амореи основали несколько государств, из ко­торых два Исин и Ларса оказались более сильными, и властители их именовали себя царями Шумера и Аккада, т. е. претендовали на власть над всей страной. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои при­тязания. Самостоятельную роль играли аморейские царства за пределами собственно Двуречья (Мари на среднем Евфрате и Эшнунна к востогу от Тигра). Кроме того, в дела Двуречья пытается вмешиваться семити­ческий город-государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро буду­щей Ассирийской державы).

Наконец, возвышается город Вавилон. До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата (южнее современного Багдада), не играл самостоятельной политической роли и не отличался большими размерами. В дальнейшем, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших сосе­дей – Киша и Аккада.

Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счет притока аморейских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи.

Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью.

Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным и умелым дипломатом, использующим распри и столкновения со­седей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря.

Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом.

Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец (одно из лучших архитектурных сооружений того времени). Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовави­лонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.

Свод законов царя Хаммурапи. О внутренней политике Хаммурапи мы узнаем из его переписки с вельможами и чинов­никами и в особенности из изданного им свода законов. Эти законы начертаны на базальтовом столбе, украшенном рельефными фигурами.

В чем смысл законов Хаммурапи в общей форме? В том, что с од­ной стороны имеется право нормативное, которое государство реко­мендует, а не навязывает, а с другой стороны – право обычное, как люди данной местности, данного этнического меньшинства при­выкли судить. И вот вавилонское право было терпимо к обычному праву. У мусульман имеется шариат (как поступать по законам ре­лигии) и имеется адат (как поступать по жизни), который у разных мусульманских народов может быть совершенно разным. Терпимость к обычному праву (совершенно не характерная, скажем, для рим­ского права), отсутствие желания все заменить и все нормировать, все это сделало эту систему устойчивой. Право было в значительной степени казуальное (от слова casus – случай). Но надо сказать, что закон Хаммурапи был в значительной степени систематизиро­ван, казуальное право в высокой степени переработано.

Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание уделяется сель­скому хозяйству. Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хо­зяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денеж­ные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках.

По своему юридическому положению все население страны делится на свободных, находящихся под охраной законов, и рабов, на­ходящееся в полном распоряжении господина.

Законы Хаммурапи сходны с В.З. законами: за убийство чужого раба полагается отдать его господину другого раба (или возместить его стоимость). За увечье, нанесен­ное чужому рабу (выбитый глаз, сломанная кость), возмещается половина стоимости раба. Если раб ударит свободного человека, то ему за это отрезают ухо. Однако в отличие от времен III дина­стии Ура принимаются меры к тому, чтобы свободный, вавилонянин не попадал в рабство (только тяжелые преступления влекут за собой лишение свободы).

Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно долговую кабалу законы Хаммурапи стремятся ограничить. Стоя на страже частной собственности, закон допускал взы­скание долга и процентов, но вводил это взыскание в оп­ределенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищ­ных заимодавцев. Долг отра­батывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трех лет, при­чем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за на­сильственную смерть сына должника, отрабатывающе­го долг отца.

Свободные люди, по зако­нам Хаммурапи, независимо от своего экономического по­ложения делятся на две груп­пы, различающиеся по своим правам. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (маравелим), а с другой стороны, «подчи­ненные» (мушкену). Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами, но тем не менее были ограничены в своих правах. За нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, причиненное «сыну мужа», пре­ступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).

Царская власть при Хаммурапи имела по-прежнему деспоти­ческий характер, и царь мог вмешиваться во все взаимоотно­шения между подданными, даже в их личную жизнь. Так, муж имел право убить на месте преступления жену-изменницу и ее соблазнителя. Но если муж прощал преступную жену, то и царь имел право помиловать ее любовника. Закон обеспечивал полное подчинение детей отцу. Сын, ударивший отца, наказывался отсече­нием кисти руки.

Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предполагают. Основы деспотии сохранились в полной мере. Правда, претензий на обожествление своей личности вавилонские цари, в отличие от царей III династии Ура, не предъявляли, но они провозглашали себя ставленниками богов, даровавших им престол.

Кроме законов, Хаммурапи обратился к упорядочению верований. Аба был у аккадцев и Энлиль у шу­меров. Именно Хаммурапи способствовал выдвижению на передний план нового бога – куратора государства. Бога, в лице которого техногены обожествили государство и который только за него и отвечал. Это Мардук, первый в истории человечества языче­ский бог, основной специальностью которого является поддержание порядка в государстве и дача санкции на деятельность монарха. Египтяне до этого не додумались, хананеям это вообще было не нужно. Мардук – это бог общественных отношений, бог социаль­ных институтов, и самое главное, патрон царя. Ни за какой дождик или грозу Мардук не отвечает, даже плодородие его не ка­сается. А вот власть, как самостоятельная сфера человеческой жиз­ни, получает своего бога, и этот бог становится главным. Другие боги не исчезли, но у них тоже появляется оттенок господства, от­тенок власти.Но главное, что он господин, то есть он руководит по преимуществу. Самое главное для него – власть. Он не создатель мира, а царь богов, он царь на небе. Доминирование одного божества в отношении других оформляется в понятии цар­ской власти, и это полный переворот в представлениях об обществе.

Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи централь­ная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы (вопрос о первоначальной родине касситов является спорным. Обычно ее локализуют на восток от Месопотамии (в горах Загроса). Однако имеются дан­ные в пользу того, что они пришли из Малой Азии).

Если нашествиехеттов разграбившихоколо 1595 г. до н. э. Вавилонбыло лишь сокрушительным набегом, то касситы внедря­лись постепенно и прочно. После того как хетты во главе с Мурсили I вторглись в Месопотамию и низложили последнего царя Вавилонской династии – Самсудитану, касситы захватили царскую власть в Вавилонии. Их правление продолжалось более 400 лет.

Завоеватели образовали господствующий слой военной знати, оттеснив на задний план туземных воинов.

Господство воинственных горцев, захвативших страну с высо­кой земледельческой культурой, было связано с известным регрес­сом. Так, возрождаются в известной степени сельские общины. Но в то же время широко начинают применяться малоизвестные прежде лошади и мулы (в военном деле и транспорте как упряж­ные животные). Совершенствуется земледельческая техника (по­является плуг-сеялка). Устанавливаются регулярные связи с Егип­том (теперь уже безусловно прямые и непосредственные).

Таким образом, после короткой временной заминки поступа­тельное движение возобновляется с новой силой.

Дальнейшие судьбы Вавилонии уже тесно связаны с историей Ассирии и будут рассматриваться в связи с ней.