Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это т. н. космологическое доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина всех причин.

Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие божества усмотрением принципа благоустройства Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

 

Пифагор

Пифагор одновременно реальная и мифологическая фигура древнегреческой цивилизации. Даже само его имя предмет догадок и толкований. Первая версия толкования имени Пифагора - “предсказанный Пифией”, то есть предсказательницей. Другой, конкурирующий вариант: “убеждающий речью”, ибо Пифагор не только умел убеждать, но был тверд и непреклонен в своих речах, как Дельфийский оракул.

Философ происходил с острова Самос, где и провел большую часть своей жизни. Поначалу Пифагор много путешествует. В Египте, благодаря покровительству фараона Амазиса, Пифагор познакомился с мемфисскими жрецами. Благодаря талантам ему открывается святая святых - египетские храмы. Пифагор посвящается в сан жреца и становится членом касты жрецов. Затем, во время персидского нашествия, Пифагор попадает в плен к персам.

Судьба словно сама ведет его, меняя одну ситуацию на другую, при этом войны, социальные бури, кровавые жертвы и стремительные события выступают лишь фоном для него и не затрагивают, наоборот усугубляют его тягу к учености. В Вавилоне Пифагор знакомится с персидскими магами, у которых, по преданию, обучился астрологии и магии.

В зрелом возрасте Пифагор, будучи политическим противником Поликрата Самосского, переехал в Италию и поселился в городе Кротоне, где власть в конце 6 в. до н. э. принадлежала аристократии. Именно здесь, в Кротоне философ создает свой знаменитый пифагорейский союз. По сообщениям Дикеарха следовало, что Пифагор умер в Метапонте.

“Пифагор умер, бежав в метапонтийский храм муз, где провел сорок дней без пищи”.

Согласно легендам Пифагор был сыном бога Гермеса. Другая легенда гласит, что однажды река Кас, увидев его, приветствовала философа человеческим голосом. Пифагор соединял в себе черты мудреца, мистика, математика и пророка, тщательного исследователя числовых закономерностей мира и религиозного реформатора. При этом его приверженцы почитали его чудотворцем.

Впрочем, философ обладал достаточным смирением, о чем свидетельствует некоторые из его наставлений :
“Делай великое, не обещая великого”;
“Молчи или говори то, что получше молчания”;
“Не считай себя великим человеком по величине твоей тени при заходящем солнце”.

Итак, каковы же особенности философского творчества Пифагора?

Пифагор абсолютизировал и мистифицировал числа. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей и выступали первоосновой мира. Картина мира изображалась Пифагором с помощью математики, а знаменитая “мистика чисел” стала вершиной его творчества.

Одни числа, согласно Пифагору, соответствуют небу, другие земным вещам - справедливости, любви, супружеству. Первые четыре числа, семерка, десятка - “священные числа”, лежащие в основе всего, что есть в мире. Пифагорейцы делили числа на четные и нечетные и четно-нечетное число - единицу, признанную ими основой всех чисел.

Вот вкратце воззрения Пифагора о сути бытия:

* Все есть числа.
* Начало всего - единица. Священная монада (единица) - это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений.
* Из единицы исходит “неопределенная двоица” . Двойка - это принцип противоположности, отрицательности в природе.
* Из неопределенной двоицы исходят все остальные числа
- из чисел исходят точки
- из точек - линии
- из линий - плоские фигуры
- из плоских фигур - объемные фигуры
- из объемных фигур рождаются чувственно воспринимаемые тела, в которых четыре основы - перемещаясь и превращаясь целиком, они производят мир - разумный, шаровидный, в середине которого земля, земля также шаровидна и населена со всех сторон.