Возбуждение машин постоянного тока

Для работы электрической машины необходимо наличие магнитного поля. Это поле в большинстве машин создается постоянным электрическим током, проходящим в обмотке возбуждения, расположенной на главных полюсах (машины с электромагнитным возбуждением).

Свойства МПТ в значительной степени зависят от способа включения обмотки возбуждения, т.е. от способа возбуждения.

В дальнейшем нам придется рассматривать электрические схемы машин, поэтому сначала рассмотрим условные обозначения обмоток в соответствии с Государственными стандартами России.

обмотка якоря с щетками
обмотка возбуждения главных полюсов, включенная независимо или параллельно обмотке якоря
обмотка возбуждения, включенная последовательно с обмоткой якоря
компенсационная обмотка
обмотка возбуждения добавочных полюсов

Начала и концы отмоток обозначаются следующим образом:

- обмотка якоря – Я1 и Я2;

- обмотка добавочных полюсов – Д1 и Д2;

- компенсационная обмотка – К1 и К2;

- обмотка возбуждения независимая – М1 и М2;

- обмотка возбуждения параллельная – Ш1 и Ш2;

- обмотка возбуждения последовательная – C1 и C2.

По способам возбуждения МПТ можно классифицировать следующим образом:

Рисунок 45 Способы возбуждения машин постоянного тока

а) машины независимого возбуждения, в которых обмотка возбуждения (ОВ) питается постоянным током от источника, электрически не связанного с обмоткой якоря (возбудителя);

б) машины параллельного возбуждения (шунтовые),в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены параллельно;

в) машины последовательного возбуждения (сериесные),в которых обмотка возбуждения и обмотка якоря соединены последовательно;

г) машины смешанного возбуждения (компаундные),в которых имеются две обмотки возбуждения – параллельная ОВ1 и последовательная ОВ2;