Задача№5

У «отца истории» греческого писателя Геродота (V в. До н.э.) имеется описание ряда обычаев в Древней Месопотамии. «Есть у вавилонян еще и другой весьма разумный обычай. Страдающих каким-нибудь недугом они выносят на рынок… Прохожие дают больному советы о его болезни (если кто-нибудь из них или сам страдал недугом или видел его у другого). Затем прохожие советуют больному и объясняют, как сами они исцелились от подобного недуга или видели исцеление других. Молча проходить мимо больного человека у них запрещено: каждый должен спрашивать, в чем его недуг?».

1. Дайте оценку такому обычаю, учитывая, что в Месопотамии были медики разных специальностей.

2. Почему был такой обычай в Древней Месопотамии?

Эталон ответа к задаче №1

1. Нравственная позиция древнеиндийского врача Чарака может быть оценена на основе понимания соотношения классовой и общечеловеческой морали на ранних этапах развития общества. В данном примере прослеживается избирательное отношение к оказанию медицинской помощи в зависимости от социальных и нравственных характеристик человека.

2. "Знания жизни".

Эталон ответа к задаче №2

1. Законодательство Хаммурапи – типичный пример становления классовой морали в сфере врачевания и формирования медицины рабовладельцев и медицины рабов.

2. Воздаяние равным за равное, «око за око».

Эталон ответа к задаче №3

1. Данный пример конкретизирует, распространенную в странах Древнего Мира, позицию утилитаризма, признающую пользу или выгоду критерием нравственности.

2. За каждый проступок людей казнили, поэтому по разрешению императора разрешалось производить вскрытия. Кроме материала для исследований врачам, публичные вскрытия играли роль устрашения населения и предотвращения преступлений.

Эталон ответа к задаче №4

1. Подобные представления связаны с изучением кариозных полостей удаленных зубов, имеющих вид «ходов» и высоким распространением паразитарных заболеваний в странах Древнего мира.

2. В Древнем Египте.

Эталон ответа к задаче №5

1. Оценка ситуации, описанной Геродотом, может быть дана, исходя из традиций оказания помощи в странах Древнего Востока, а так же с учетом взаимодействия элементов народной медицины с профессиональной.

2. Врачи в странах Древнего Востока были недоступны малоимущим. Лечение было платным.

 

Перечень практических умений по изучаемой теме.

– Сделать сообщение (доклад) по теме занятия.

– Дать этическую, деонтологическую и технологическую оценку состояния медицины эпохи рабовладения.