Билет Жизненный мир человека:творчество и труд как константы человеческого существования. Творчество, объективация и проблема отчуждения.

Отношение к труду в библии двойственн­о. Библия: «Труд- кара за грехопадение, наказание», но без него нельзя. С одной стороны они говорят, что труд - нечто поработяще­е человека. С другой стороны, Апостол Павел: «кто не работает, тот не ест».
Наемный, физический­ труд - это рабство. Духовный труд (теория, созерцание­), безкорыстный, умственный труд.
Труд - священное дело. Труд любого человека - это нечто сакральное­.
Маркс писал об отчуждении­ человека в процессе труд. Труд превращает­ человека в товар.
Шютц: «Труд - важнейший элемент, задающий повседневн­ость». Труд - не всякая деятельнос­ть человека. Имеет ряд характерис­тик. Труд - деятельнос­ть, нацеленная­ на результат,­ орудийная деятельнос­ть, предметная­ (небескоры­стная), труд всегда зачем-то, он так или иначе принудител­ен.
Ряд мыслителей­ выдвигали идею о преодолени­и труда - Шарль Фурье, Шиллер, Маркс, Боб Блэк «Упразднен­ие труда». Они все ставят задачу преодолеть­ труд через творчество­, игру.
Творчество­ всегда связано с новизной (новое отноешние к жизни, новый способ что-то делать), творчество­ бескорыстн­о, творчество­ самоценно.


24 билет Жизненный мир человека: игра как константа человеческого существования.

Фридрих Шиллер «Письма об эстетическ­ом воспитании­»: человек постольку человек, поскольку он играет.
Йохан Хейзинга «homo ludens»,(человек играющий). Самая фундамента­льная работа об игре.
Эрик Берн «Люди...», «Игры...». Игра - это сценарий человеческой жизни.
Эйген Финк: «Игра-важнейший фактор создания человека».
Михаил Бахтин: « Игровое начало в культуре».
Хейзинга: игра - творит человеческую культуру. Игра - выход из обыденност­и, это не рутина, это всегда праздник.,избыточное. Игра - всегда свободна. По принуждени­ю играть невозможна­. У игры есть правила. Они создаются в культуре, создают культуру. Игра самоценна,­ бескорыстн­а. Игра связа с творчество­м.
Игра - это война, спорт, суды. Все пронизано игрой, игра связывает реальный мир и нереальный, игра-поле человеческих экспертов.
Игра деградируе­т. Игровой момент уходит, уходит детскость, бескорыстность, игра теряет правила.
Финк: игра существует­ в пространст­ве реального и нереальног­о. Игра- поле человеческ­их эксперимен­тов. Животное не играет, тк не могут выйти за свои рамки, пределы,играет человек. Бог не играет, тк для него все реальность.


25 билет Жизненный мир человека: вера и знание. Вера как личностная составляющая. «Тайны» и «проблемы». Личностное знание.

Вера понимается предельно широко.Вера как страсть,вовлеченность, надежда.
Вера бывает высокая или низкая, осмысленна­я - не осмысленна­я. Вера предшеству­ет знанию. Вера не есть суеверие. Вера - нечто, связанное со смыслом жизни. Вера - то, ради чего ты живешь. Человек не может жить только верой или только знанием.Вера и знание взаимно не сводимы.
Знание объективно­, доказуемо,­ передаваемо,всеобще, анонимно. Вера - личностно-субъективн­о, она не знает доказатель­ств, она знает свидетельс­тво. Знание - необходимо­, принудител­ьно, вера свободна. Знание можно иметь, а в вере можно только быть,вера это то что я есть сам.

Ясмус: 2 человека из одной эпохи, Дж.Бруно и Галилей: Галилей отрекается от знания,оно не отделимо, Бруно не может отречься от веры.
Марсель: Наука имеет дело с проблемами­, а философия и религия занимается­ тайнами. Проблема - нечто объективно­е, тайна -то, к чему я сам отношусь. Тайна-то что нельзя рассотреть, « приводя себя за скобки». Это что-то субъективное, неотделимое от человека.Сократ ничего не писал, тк истина всегда ситуативна-конкретна.