Билет Представление о человеке в эпоху Возрождения и в Реформации.
Возрождение = ренессанс
Период: 14-16 век.
Ренессанс - культура городская. Без сословий. Важен сам человек, а не его происхождение. Секуляризация - разрыв культуры с ее религиозным характером. Культура становится светской. Возрождение - возвращение к античности. Перезагрузка. Возвращение с целью начать сначала и превзойти.
В основе возрождение лежит синтез: соединить античность и раннее христианство.
Появление компаса вызывает лавину географических открытий.
Появляется порох (в Китае) => конец рыцарства.
Книгопечатание => разрыв церковной монополии на распространение информации.
Примерно в 14 веке появляются часы. С этих пор люди считают часы и минуты. Убыстрение темпов жизни.
Характерен антропоцентризм. Природа совершенна.
Реабилитация телесного и природного в человеке. Телесное не есть зло. Теперь человек понимается как телесно-духовное существо.
Человек как микрокосмос, маленький космос. Бесконечное в бесконечном.
Титанизм - стремление человека к универсальности.
Творчество - достоинство человека возрождения. Творчество - это чудо. Как подвиг Бога, из ничего сотворить что-то.
Гуманизм. Прежде всего это профессия. «studia gumanit” - человек, занимающийся гуманитарными науками, ориентирующийся на античность. Возникает Республика ученых, прототип нынешнего научного сообщества.
Пайдея - формирование и образование всесторонней личности.
Любовь в эпоху Возрождения - индивидуализированное чувство. Невероятный взлет чувственности.
Этика возрождения. Центральное понятие - доблесть. Это успешный политик, замечательный поэт и философ.
Отношение человека и природы. Природы прекрасна и божественна. Человек любуется природой. Пантеизм.
Возрождение - это эпоха формирования буржуазии. Одновременно зарождается бюрократия. Неравенство, страшные войны.
Открытия Коперника приводят к утрате человека веры в себя.
Возрождение наконец приходит к некому финалу, разрушению. Начинаются религиозные войны. Появляются две фигуры - Шекспир и Монтей. Они подводят некоторую черту под эпохой Возрождения. Человеческая уникальность приводит к ненужности человека в мире. Монтей скептик, говорит, что у человека ограниченные сферы познания, истина человеку недоступна. Они указывают на границы человеческого разума.
Влияние реформации на изменение образа человека.
Реформация идет снизу и захватывает миллионы. В своей сущности это революция. Возвращение к радикальному монотеизму. Реформация оценивает человека чрезвычайно низко. Человек порочен, греховен.
«О свободе воли» Эразм. Подчеркивает безгрешность человека, его совершенство.
Ему противостоит Лютер. Один из основателей реформации.
Доктрина абсолютного предопределения.
С точки зрения протестантов, с богом нельзя соревноваться. все, что нужно богу - осознание греховности. Спасение только верой, а не через добрые дела.
Между человеком и богом устраняется посредник.не нужна церковь, не нужно духовенство.
Свобода веры. Свобода толкования библии. Это основа, затем появятся права и свободы человека. Реформация формирует этику буржуазного общества.
Быть богатым не стыдно. Если тебе везет в твоих делах, значит ты избран. Зарождается капитализм.
Реформация имела огромные последствия для понимания человека. Появляется протестантская этика.
Возрождение: Пишут очень много автопортретов,чтобы оставить о себе память,самоутвердиться.Чел.и Бог.Чел. божественен,т.к. он творец(развито оч.творческое начало)-это черта,которая роднит человека с богом.Подобно как Бог создавал все,чел.может творить многое.Чел.и природа.Природа божественна.Развивается магия как попытка низшего воздействовать на высшее,что гооврит о том,что чел.встал на равнее с Богом.Магия-это попытка подчинить мир.Природа-это объект эстетического любования.Человек-это микрокосмос,в нем содержится весь мир в собранном виде,что явл.еще одной причиной возвышения чел-ка.Титанизм.Это невероятная способность чел-ка совмещать в себе множество знаний,талантов и способностей,т.е. быть универсальным.Это тот,кто бросает вызов небу,гениальная универсальность.Гуманизм.(от лат.)- «ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа» .Изначально это профессия.Люди,кот.занимались гуманитарным знанием и ориентировались на античность,хорошо знают латынь.Они составили республику ученых поверх гос-ва.Гуманисты-это была новая элита по образованности.Этика.Гл.понятие-вирту(доблесть,добродетель)-сильная воля,яркая личность.Вирту как успешность.Любовь.Сильное развитие эротики.Культ плоти,возвышенной любви.Она безлика.Минусы этой эпохи:1.Много безнравственных людей,но гениальных.2.Возникает политический прагматизм.3.Уникальность чел.оборачивается одиночеством.4.Формируется капитализм.Мишель Монтейн подвел трагическую черту возрождения,говоря,что чел.не подобен богу,что вера важней,чем разум,т.к знания чел.ограниченны.Реформации:процесс раскола христианства на православие и католицизм.Как и возр-е стремится к Христианству.Реформизм-это движение млн-в-революция.Отталкивается от античности,видит в ней язычество и возвр-ся к базовым христианским идеям:1.Чел. греховен.Все,что хорошего есть в людях-от бога.2.Тотальное предопределение.3.Добрые дела и спасение ими.Лютер оспаривал это.»с Богом не вступают в сделку».Он против посредничества.Чел.сам связан с Богом,а не через церковь.Перевел библию на немецкий и началась демократизация веры.Полное рабство переод Богом и полная независимость от мира.Каждый толкует библию сам,никто не может быть принужден к вере.Появилось право свободного вероисповедания,этика капиталистического общества.Две истины:1.каждый священен.2.Любой деятель делает божье дело.Чтобы быть спасенным:1.Надо быть аскетичным2.Нужно постоянно трудиться3.Помогать беднякам и вкладывать деньги в дело.