Билет № 27. Дефекты термической обработки.
При отжиге и нормализации могут появиться следующие дефекты:
1.коррозия – окисление металла при взаимодействии поверхности стальных деталей с печными газами. При этом образуется окалина, повреждается поверхность деталей, что затрудняет обработку металла режущими инструментами. Окалину удаляют травлением, в р-ре серной к-ты или очисткой дробеструйной установкой.
2.обезуглероживание – выгорание углерода с поверхности детали, происходит при окислении стали. Приводит к резкому снижению прочности, может вызвать образование трещин. Для предохранения деталей от обезуглероживания в рабочее пространство печи вводят защитные газы.
3.перегрев – образуется в р-те нагрева деталей выше tопред. или длительной выдержке. Перегрев ведет к понижению пластичности и образованию трещин. Исправляется повторным отжигом и нормализацией.
4.пережег может возникнуть в р-те нагрева до t близкой к tплав. Пережег сопровождается окислением и частичным оплавлением границ зерен. Металл становится хрупким. Пережег является неисправимым браком.
В процессе закалки могут возникнуть следующие дефекты:
1.закалочные трещины образуются в следствии высоких внутренних напряжений и большой скорости охлаждения деталей. Является неисправимым браком.
2.коробление – изменение формы и размеров изделия. Происходит в р-те внутренних напряжений, вызванных неравномерным охлаждением при неправильном положении детали, при погружении ее в закалочную среду. Является неисправимым браком.
3.пятнистая закалка. На детали имеются участки с разным значением твердости. Образуются в р-те наличия на поверхности окалины и маслянистых загрязнений. Исправимый брак.
4.низкая твердость является следствием недогрева, недостаточной выдержке. Исправимый брак. Можно провести высокий отпуск и повторную закалку.
Билет № 28. Химико-термическая обработка стали.
Химико-термическая обработка это процесс изменения хим.состава, структуры и св-в поверхности стальных деталей за счет насыщения ее различными хим. элементами. При этом достигается значительное повышение твердости и износостойкости поверхности деталей при сохранении вязкой сердцевины.
Виды:
-цементация
-азотирование
-цианирование и др.