Источники краеведения:

Разделы краеведения:

1) Исторический изучает историю края, отражённую в её памятниках.

Подразделы:

- познавательный;

- преобразовательный (создание духовно-практических ценностей: создание выставок и т. д.);

- ценностно-ориентационный (определяет значимость определённых фактов истории и передача этих традиций и ценностей населению);

- коммуникативный (межличностное общение).

2) Природоведческий изучает ландшафтные и экономические особенности, гидрологические условия, флору и фауну края.

3) Искусствоведческий изучает всё, что создано человеком (памятники истории, культуры и искусств)

Подразделы:

- архитектурный;

- литературный;

- искусствоведческий (театр, музыка и живопись).

4) Экономический изучает статистику экономических возможностей края.

Источники краеведения:

1) Библиография – архивы, библиотеки, интернет, периодические издания, путеводители, художественная литература;

2) Статистика (площадь города, население, состав населения);

3) Иконография (фотографии, гравюры);

4) Устные беседы (сбор фольклора);

5) Памятники (наблюдение за ними, рассмотрение их с различных точек зрения (исследование)).

2. Краеведческие путеводители. Их роль в туризме.

Краеведческий путеводитель – краткое справочное издание по определённому краю (также областные, окружные и т. д., но обычно их объединяют под словом краеведческие). Путеводители, предназначенные главным образом для туристов, содержат сведения о местных достопримечательностях, учреждениях культуры, путях сообщения, отелях и т.п. Путеводители по отдельным учреждениям культуры (музеям, крупным библиотекам) или исторически-художественным комплексам сообщают об их истории, структуре, фондах.

Содержание данного материала должно представлять собой четкий рассказ об интересных особенностях природы и культуры края, его своеобразия, позволяющий читателю, при желании, повторить маршрут самостоятельно.

Картографический материал обязателен. Он должен быть четким, наглядным, точным, сопровождаться легендой и содержать обозначение маршрута. И прочие иллюстративные материалы (фотографии, рисунки, схемы и др.).

В тексте могут раскрываться следующие вопросы:

• история поселения;

• природа края (географическое положение, рельеф, климат, растительный и животный мир, традиционное природопользование, особо охраняемые природные территории и объекты, топонимика природных объектов);

• сакральные природные объекты (священные источники, деревья, рощи, скалы и т.п.);

• население (численность, социальный, этнический и религиозный, состав, основные занятия населения, старожилы, интересные люди и т. д.);

• основные культурные достопримечательности (архитектура, искусство и др.);

• традиции населения (фольклор, религия, духовная жизнь и досуг, праздники, гуляния, обряды и т.д.);

• современность (экологические, социально-экономические, культурно-этнические и др., проблемы края, пути их решения).

3. Памятники истории и культуры как объекты краеведения. Их роль в туризме.

Памятники – сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, вне зависимости от форм собственности и степени их сохранности.

Объекты культурного наследия (ОКН) – памятники истории и культуры народов РФ – объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К памятникам относятся:

1. Археологические памятники – городища, старинные предметы из древнего культурного слоя, наскальная живопись и т.п.

2. Памятники градостроительства – исторические центры, площади, улицы, архитектурные ансамбли, отдельные здания.

3. Памятники монументального, изобразительного, прикладного искусств.

4. Вещественные памятники – орудия труда, ремесленные изделия, личные вещи, боевые награды, оружие и т.п.

5. Документальные памятники – документы, рукописи, отчеты, статистические материалы, пресса, фото- и кинодокументы.

6. Памятные места, связанные с историческими событиями, с жизнью выдающихся людей.

7. Военно-инженерные, гидротехнические, транспортные сооружения.

8. Памятники этнографии – жилища, предметы быта, средства передвижения, орудия труда, оружие, одежда, украшения и т. п.

К памятникам истории и культуры относятся различные сооружения, места и предметы, связанные с историческими событиями народа, развитием общества и государства, разнообразными произведениями материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Общественная ценность памятников состоит в том, что они являются своеобразной летописью, увековечившей историю развития каждого отдельного народа с его национальными особенностями, а также историю человечества в целом. Вещественные памятники являются результатом сознательной деятельности людей и отражают период созидания. Памятники играют важную роль в воспитании подрастающих поколений.

4. Классификация памятников истории и культуры.