Генетические задачи

1. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой глаза карие, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы каждого из упомянутых лиц и составьте схему их родословной.

2.Женщина с нерыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие, а брат – рыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет тоже рыжие, а отец – нерыжие волосы. От этого брака родились мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы у всех упомянутых лиц и составьте схему родословной этой семьи.

3. В семье родился голубоглазый темноволосый ребенок, похожий по этим признакам на отца. Мать у ребенка кареглазая темноволосая, бабушка по материнской линии – голубоглазая темноволосая, дедушка – кареглазый светловолосый, а бабушка и дедушка по отцовской линии – кареглазые темноволосые. Составьте схему родословной этого рода и определите: а) каковы генотипы всех упомянутых лиц; б) какова вероятность рождения в этой семье голубоглазого светловолосого ребенка? Какова вероятность рождения кареглазого светловолосого ребенка?

Дополнительное задание студентам:соберите сведения, касающиеся особенностей проявления у членов своей семьи какого-либо нормального или патологического признака. В качестве признака, подлежащего генеалогическому изучению, можно взять, например, цвет глаз, волос, кожи, рост, близнецовость и т.д.; из патологических признаков: сахарный диабет, гипертоническую болезнь, холецистит, язвенную болезнь и др. Соберите сведения о трех поколениях. Поколение дедушек и бабушек с обеих родительских сторон, поколение родителей, их братьев и сестер, двоюродных братьев и сестер и т.д.

Используя собранный генетический материал, составьте генеалогическую таблицу семьи, соблюдая принятые в генетике человека условные обозначения.

9. Лабораторно-практическая работа «Формы личного участия в охране окружающей среды»(с использованием различных информационных ресурсов), (раздел 3, глава 17).