Административная ответственность.
Позитивная административная ответственность - это требование к будущей активной, инициативной деятельности субъектов административного права.
Традиционная (ретроспективная) административная ответственность - это вид юридической ответственности, выражающейся в применении уполномоченными органами и должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение.
Особенности административной ответственности:
1. является разновидностью мер как юридической ответственности, так и административного принуждения;
2. регулируется нормами административного права, которые в совокупности образуют институт административного права;
3. нормативные основания административной ответственности закрепляются исключительно в законах;
4. фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение;
5. субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица (коллективные субъекты);
6. реализуется посредством применения мер административных наказаний;
7. к реализации административной ответственности привлекается широкий круг уполномоченных субъектов (суд, органы исполнительной власти и их должностные лица);
8. привлечение к административной ответственности не влечет судимости и увольнения с работы (службы);
9. к административной ответственности чаще привлекают во внесудебном (административном) порядке;
10. меры административной ответственности реализуются в определенном процессуальном порядке (производство по делам об административных правонарушениях).
Административная ответственность может быть возложена в судебном порядке и в административном (внесудебном) порядке, судебными или исполнительными органами.
В зависимости от наступивших последствий могут применяться материальные, психологические или организационные лишения.
Принципы административной ответственности следующие:
ñ принцип законности (лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом);
ñ индивидуализация ответственности (в процессе привлечения к административной ответственности необходимо исследовать весь комплекс факторов, определенных законодательством, избегая шаблонов и стереотипов);
ñ ответственность субъекта права лишь за свои проступки (к административной ответственности привлекается субъект, совершивший административное правонарушение);
ñ ответственность только за виновные деяния (субъект подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, по которым будет доказана его вина, ответственность без вины недопустима);
ñ принцип справедливости (состоит в том, что наказание должно быть соразмерно содеянному);
ñ принцип целесообразности (предполагает соответствие избираемой меры административно-правового воздействия целям административной ответственности);
ñ принцип гуманизма (применение мер ответственности не должно унижать человеческое достоинство, честь и другие естественные права и свободы граждан);
ñ принцип презумпции невиновности (лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица;
ñ принцип своевременности (состоит в том, что ответственность за административное правонарушение должна наступать максимально быстро).
Цели административной ответственности:
1. защита правопорядка;
2. воспитание граждан в духе уважения к закону;
3. восстановление социальной справедливости;
4. предупреждение совершения новых правонарушений.
Функции административной ответственности:
1. штрафная (карательная) – состоит в том, что административная ответственность, с одной стороны, является средством кары правонарушителя, а с другой – средством предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и иными субъектами права (общая превенция);
2. воспитательная – состоит в целенаправленном воздействии на сознание субъектов права для формирования положительного отношения к праву;
3. компенсационная – состоит в восстановлении имущественного положения субъектов права, нарушенного в результате совершенного правонарушения.
Нормативное основание административной ответственности – система юридических норм, определяющих основания и порядок реализации административной ответственности.
Фактическое основание административной ответственности – совершение лицом деяния, содержащего признаки состава административного правонарушения.
Процессуальное основание административной ответственности – вынесение в установленном порядке уполномоченным субъектом постановления (решения) о привлечении к административной ответственности.
Законодательство об административной ответственности система норм права, закрепленных в КоАП и законах субъектов РФ об административных правонарушениях, устанавливающих принципы и основания административной ответственности, условия и порядок привлечения лица, совершившего административное правонарушение, к административной ответственности.
Система законодательства об административных правонарушениях.
1. КоАП;
2. законы субъектов РФ об административных правонарушениях.
Задачи законодательства об административных правонарушениях:
ñ защита личности;
ñ охрана прав и свобод человека и гражданина;
ñ охрана здоровья граждан;
ñ охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
ñ защита общественной нравственности;
ñ охрана окружающей среды;
ñ охрана установленного порядка осуществления государственной власти;
ñ защита общественного порядка и общественной безопасности;
ñ защита собственности;
ñ защита законных экономических интересов физических и юридических лиц;
ñ защита общества и государства;
ñ предупреждение административных правонарушений.
Действие законодательства об административной ответственности различается:
1. во времени;
2. в пространстве;
3. по кругу лиц.
Действие законодательства об административной ответственности во времени:
1. лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во времени совершения административного правонарушения;
2. закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т. е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено;
3. закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Действие законодательства об административной ответственности в пространстве: лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действующего по месту совершения административного правонарушения.
Действие законодательства об административной ответственности по кругу лиц может быть:
1. общего действия (распространяется на все субъекты);
2. специального действия.
Виды специальных субъектов:
ñ несовершеннолетние;
ñ должностные лица;
ñ военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов;
ñ иностранные граждане и лица без гражданства;
ñ юридические лица Российской Федерации;
ñ иные лица, в отношении которых предусмотрены какие-либо статутные особенности (родители, лица их замещающие, ранее привлеченные к административной ответственности).
Обстоятельства, исключающие административную ответственность, - установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: недостижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).
Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность, - 16 лет на момент совершения административного правонарушения.
Крайняя необходимость - противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Невменяемость - состояние, при котором лицо не могло сознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Обстоятельства освобождения от административной ответственности - установленные законодательством обстоятельства, при наличии которых отношения административной ответственности возникают, но меры административного наказания не применяются: малозначительность административного правонарушения, издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания, отмена закона, устанавливающего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.