ДИАЛЕКТИКА КАК СИСТЕМА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Диалектика изначально формировалась в форме знаний и представлений о взаимосвязях и процессах развития всего сущего. Она сложилась и существует как система теоретического знания о своем предмете.
Прежде всего, эта система включает в себя понятия (категории) диалектики. В них отражаются объективно существующие универсальные взаимосвязи мира, живой и многогранный процесс его развития. История диалектической мысли накопила богатый понятийный аппарат для отражения различных связей мира и процессов развития в нем.
В первую очередь, диалектика оперирует понятием связи, под которой понимается взаимозависимость вещей и процессов окружающего мира. Связь — это такое отношение между объектами, когда изменение в одном из них влечет за собой изменение в другом объекте. Связи бытия так же разнообразны, как и сам материальный мир. В качестве примера можно назвать пространственные и временные, генетические, духовные, семейные, экономические связи. Чем в более разнообразные связи включен объект (в том числе и сам человек), тем интенсивнее и полнее он изменяется и развивается. Духовное богатство человека зависит, следовательно, от многогранности его отношений с окружающим миром, с обществом и людьми.
Весьма важным в диалектике является понятие взаимодействия, которое служит для обозначения процессов взаимного воздействия и влияния предметов друг на друга. Взаимодействие предполагает взаимный обмен энергией и информацией, изменение предметами своих внешних и внутренних свойств и состояний. В этом смысле развитие материального мира представляет собой сложный поток бесконечных взаимодействий в рамках тех или иных форм движения материи, пересечение и Переплетение этих процессов, их проникновение друг в друга.
Понятие противоречия фиксирует отношения единства, взаимодействия и борьбы между противоположными началами (противоположностями) в мире и его вещах. Оно является естественным состоянием вещей, присущим им по природе своей. Простейшей наглядной моделью взаимодействия противоположностей может быть обыкновенный магнит с его двумя полюсами — северным и южным. Противоречие и есть взаимосвязь между такими противоположностями, которые противостоят друг другу и исключают друг друга. Оно означает как бы изначальную разорванность предмета (или процесса), его асимметрию. Противоречия существуют как в живой, так и в неживой природе, в общественной жизни, в бытии самого человека. Таковыми являются, например, взаимоотношения между ассимиляцией и диссимиляцией в человеческом организме, между силами притяжения и отталкивания в космосе, между добром и злом в обществе, истиной и заблуждением в познании. Очевидно, однако, что все эти и любые иные противоположности существуют лишь в рамках органической связи друг с другом, а не сами по себе.
Особой формой противоречия в обществе является антагонизм, который возникает на почве полной противоположности социальных и иных интересов. Проявлением такого противоречия были, например, отношения между рабами и рабовладельцами в Древнем мире. Антагонизм может складываться между очень опасным преступником-рецидивистом и обществом. Противоречия такого рода всегда проявляют себя в острых формах противостояния и борьбы, а нередко и в виде конфликта как грубого физического столкновения враждующих сторон. Социальные революции в истории человечества — это тоже проявление конфликта в развитии, который возникал во многом из-за консервации острых противоречий и их несвоевременного разрешения. Антагонизм в обществе являет собой "трагическое" противоречие, ведь при нем стороны как бы "пожирают" друг друга в борьбе, и это нередко сопряжено с большими человеческими жертвами и социальными потрясениями.
Наряду с противоречием в диалектике применяется и понятие гармонии. Под ней принято понимать стройность и примирение разного, в том числе и противоположного. Так, противоречие между мужчиной и женщиной порождает любовь как прекрасную гармонию, благодаря которой род человеческий может продолжать свою дальнейшую жизнь. Гармония представляет собой прекрасный (красивый, "красный") порядок в мироздании, в отличие от хаоса как беспорядка. Ее проявлениями являются симметрия сторон в предмете, социальное согласие и мир в обществе, ритм и симфония в музыке. В христианской религии образом гармонии является царство Божье как некий идеальный порядок мира, который должен наступить в будущем. Напротив, понятие дисгармонии указывает на несовершенство целого, распад органичных связей в нем.
Основным в диалектической философии является понятие развития. Можно сказать, что развитие —это одно из проявлений движения (изменения) в мире. Будучи порождением связей и взаимодействия, оно представляет собой поступательное восхождение от низшего к высшему, от простого к более сложному. Ему присуща и такая черта (признак), как необратимость (в отличие, например, от монотонного, по сути своей колебательно-возвратного движения маятника часов). В ходе развития происходит переделка структуры и смена свойств предмета. Развитие всегда характеризуется комплексностью изменений, их системным характером, направленностью процесса (наличие тенденции, вектора). Типичными примерами развития являются жизнь индивида (детство, отрочество, юность и т.д.), движение всемирной истории (отдельные эпохи и периоды в ней), рост растения (семя, цветок, стебель) и т.д.* (Развитию предшествует становление, — тот период, когда происходит возникновение объекта, его движение к самостоятельному существованию.) О развитии можно говорить и применительно к человеческому мышлению, ко всей его познавательной деятельности. Следует иметь в виду, что развитие не есть некая плоская эволюция, какая-то прямая линия. В нем всегда присутствуют скачки и зигзаги, неравномерность, обратные движения и т.п. Развитие - это единство эволюции и революции, прогресса и регресса, прерывного и непрерывного. Особенно ярко это проявляется в общественной жизни, где отнюдь не любой шаг человечества является прогрессивным, т.е. укрепляющим жизнеспособность общества, его социальные и культурные основы.
Диалектика оперирует и многими другими понятиями, часть которых будет названа и раскрыта нами несколько ниже.
Кроме понятий диалектика как система включает в себя и принципы. Под ними принято понимать исходные положения философской теории развития, которые выполняют роль ориентиров в познании. Принципы, или "элементы" диалектики, выведены из внешнего мира и являют собой обобщенный результат познания этого мира человеком. Важнейшими среди них принято считать принцип связи всего со всем, противоречивости всего сущего и развития (изменчивости) всего в мире. В.И.Ленин в своей работе "Философские тетради" выделил и охарактеризовал 16 "элементов" диалектики, показал их роль в познании. Будучи усвоенными, эти принципы составляют ткань диалектического мышления человека.
В систему диалектики входят и ее основные законы. (Понятие закона употребляется в философии, как правило, в двух смысловых значениях. Во-первых, под законом понимаются общие, устойчивые и необходимые связи (отношения) между предметами и явлениями окружающего мира. Это, например, закон всемирного тяготения, закон естественного отбора, закон спроса и предложения в экономике и т.д. Все это — законы объективного материального мира, которые исследуются теми или иными науками. Во-вторых, под законом понимают систему теоретических знаний, в которых отразились познанные связи и отношения внешнего мира. Это уже есть законы науки, к которым она пришла в своих исследованиях. В научном познании применяется также понятие закономерности, под которой принято подразумевать совокупное действие целого ряда законов в ходе развития какого-либо процесса. Для диалектики, как теории единства и развития, важнейшими являются такие вопросы, как "Что является источником развития?", "Как происходит развитие?", "Куда направлено развитие?". Соответственно, в ней сформировались три основных закона, которые в свое время были разработаны Г.Гегелем средствами философского идеализма. Все они имеют большую познавательную ценность, раскрывая те или иные отношения и зависимости в окружающем мире.
Закон единства и взаимодействия (борьбы) противоположностейназывают иногда "ядром" диалектики. Дело в том, что в его рамках раскрываются и исследуются внутренние и внешние источники развития материального мира ("Что является источником развития?"). Сам же процесс развития предстает как взаимодействие и переплетение противоположных начал мира, их взаимовлияние. Подчеркивается особая роль противоречия как "двигательной силы" развития. (Под противоречием философия понимает взаимодействие противоположных сторон целого — начал, сил и тенденций, которые находятся в единстве и одновременно отрицают друг друга*). (* Для "ходячего" рассудка противоречие есть, по словам Г.Гегеля, "изъян, недостаток или погрешностьэтой вещи". Для диалектическогоже мышления противоречие — это естественный способ существования вещи.)
Этот закон диалектики гласит, что развитие объективной реальности (и процесс ее познания) осуществляется путем "раздвоения" единого на противоположности и их взаимодействия. Закон носит всеобщий характер, так как проявляется в развитии природы и общества, в жизни индивида, в ходе самого человеческого мышления и познания.
Диалектика подчеркивает, что в ходе взаимодействия противоположностей изменяются не только стороны предмета, но и весь предмет в целом. (Подчфкнем, что это возможно лишь тогда, когда противоположности находятся в состоянии взаимодействия, проникновения и отрицания друг друга, а не в изолированной неподвижности). В итоге и происходит развитие, т.е. обретение предметом качественно новых признаков, свойств и структуры. Верх берет та сторона, которая является более жизнеспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение противоречия. Теория Ч.Дарвина убедительно показала, например, что в рамках противоречия между живыми организмами и средой их обитания выживали лишь те особи, которые несли в себе наибольший жизненный потенциал. Разумеется, в общественной жизни противоречия имеют несравненно более сложный и запутанный характер. Но и в обществе очевидно действие противоположных сил, сторон и тенденций (знание и незнание, богатство и бедность, добро и зло), которые придают общественной жизни неуспокоенность и динамику, порождают изменения в ней.
Закон взаимного перехода количественных и качественных измененийраскрывает механизм развития ("Как оно происходит?"). Диалектика характеризует всякий предмет с точки зрения его свойств, и в этих целях она применяет понятия качества и количества. Само по себе свойство — это характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами. Качество представляет собой единство важнейших и необходимых свойств предмета, которые раскрывают его природу и определенность в мире. Всякая вещь имеет лишь одно основное качество. Так, стакан — это "инструмент" прежде всего для питья, а автомобиль является средством для передвижения. Понятие же количества указывает на степень развития свойств (качества) предмета, что проявляется в его весе, размерах, длине и т.д. Каждый предмет является противоречивым единством качественного (устойчивого) и количественного (неустойчивого) начал. Это единство сохраняется, но лишь в рамках определенного интервала, называемого в философии мерой. (Ведь если к названным нами предметам (стакан, автомобиль) прибавлять все новые и новые характеристики, то в итоге эти предметы утратят свое качество и перестанут быть самими собой).
Диалектика утверждает, что на определенной ступени существования предмета под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии, информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Скачок — это решающий поворот в развитии, в истории предмета. Он играет особую роль, поскольку в ходе его предмет перестает быть самим собой и переходит в свою противоположность (молодое — старое, жизнь — смерть и т.д.). Удачно иллюстрирует действие этого закона в природе такая наука, как химия. Она показывает, например, что при прибавлении к молекуле кислорода всего лишь одного атома образуется озон как совершенно иное вещество с другими свойствами, вплоть до запаха. В связи с этим Ф.Энгельс называл химию наукой о качественных изменениях вещей, происходящих в ходе изменения их количества.
Закон отрицания отрицания раскрывает формы и тенденции процесса развития ("Куда оно направлено?"). Особую познавательную роль в данном случае играет понятие отрицания, под которым в диалектике понимается преодоление (вытеснение) старого новым, более совершенным и жизнеспособным. Разумеется, отрицание всегда включает в себя ломку старого, но основное в нем все же — утверждение новизны. Без отрицания нет никакого развития, вот почему оно является движущим началом изменений. Отрицание носит всеобщий характер, проявляясь не только в природе (например, развитие стебля растения из зерна), в обществе (смена способа производства, исторических эпох), но и в жизни каждого человека (смена возраста, процесс познания и деятельности). Само развитие предстает как единство повторяющегося и поступательного. и поэтому оно часто изображается в форме спирали, которая символизирует собой единство восхождения и повтора.
Следует заметить, что развитие, как восходящий процесс, возможно лишь при так называемом конструктивном отрицании, т.е. при сохранении и синтезе всего того позитивного и жизнеспособного, что имело место в прошлом и что удерживается ("снимается") для будущего. В противном случае будет происходить "зряшное" отрицание, т.е. простое отбрасывание, игнорирование прошлого. В общественной жизни формой проявления такого отрицания является нигилизм как установка на выражение разрушительного, а не конструктивного начала в человеке, отрицание всего и вся. Нередко он проявляется в среде молодежи, которая находится в стадии социокультурного становления и поэтому отличается излишним максимализмом, радикальностью суждений и оценок.
Названные нами законы диалектики "схватывают" реальные связи и процессы материального мира и поэтому имеют большое познавательное значение. Выделение и познание этих законов является, без сомнений, одним из достижений философской мысли. Однако в окружающем мире кроме линейного (спрямленного, однонаправленного) развития существуют и другие типы изменений (хаотическое, колебательное, турбулентное и др.), которые требуют иных теоретических средств познания. Поэтому законы диалектики, конечно же, не могут восприниматься как некое абсолютное и завершенное философское знание о связях и процессах развития в мире.
Изложенные нами выше понятия, принципы и законы дают возможность сформулировать основные идеи диалектики как ее своеобразный вывод, итог. Таковыми являются, во-первых, идея связи всего со всем, что подтверждается историей развития мира и данными естественных и общественных наук. Во-вторых, это идея противоречивости мира как фундаментальный принцип и условие его существования. И в-третьих — идея изменчивости всего существующего в этом мире. Суммируя, можно сказать, что материальный мир не есть некая сумма независимых друг от друга вещей, а представляет собой систему различных взаимодействий и процессов. Мир — это огненный поток, говоря словами Гераклита. Диалектика, как метод философского мышления, запрещает изолированное. одностороннее и искаженное рассмотрение предметов. Все они вовлечены во всемирный процесс взаимодействия друг с другом и не могут быть по-настоящему познаны, если рассматриваются каждый в отдельности.
Будучи системой философского знания о связях и развитии материального мира, диалектика выполняет ряд функций, в которых и проявляется ее значение. Назовем и охарактеризуем наиболее важные из них.
Мировоззренческая функция означает, что диалектика, как теория, есть картина того, как мир взаимосвязан и как он движется, меняет свои состояния. Однако в мире существуют разные типы движения, о чем мы заметили выше. Именно поэтому не следует воспринимать развитие лишь в виде какой-то прямой линии, лишенной противоречий, скачков и зигзагов. На самом-то деле жизнь всегда богаче любых представлений и теорий о ней.
Методологическая ("поисковая") функция выражается в том, что диалектика является философским методом, инструментом познания мира человеком. В ней воплощен (в виде идей и принципов) опыт такого познания. Освоение этого опыта мыслящим индивидом и есть путь формирования культуры диалектического мышления (например, умение выделять в обществе его связи, динамику, противоречия и т.д.).
Диалектика выполняет также прикладную ("жизненно-практическую", или "технологическую") функцию. Будучи системой теоретических знаний о связях и развитии, диалектика дает человеку исходные ориентиры в его практической деятельности (например, правильное определение своего отношения к прошлому страны, выявление противоречий и проблем и т.д.). Такие знания помогают предвосхищать развитие событий, анализировать противоречия и тенденции (например, в политической жизни общества), выдвигать проекты, направлять ход социального развития.
Все сказанное выше о диалектике можно облечь в ее краткую формулу: Диалектика = теория связей и развития + метод философского мышления. Этим самым подчеркивается ее познавательное и практическое значение.