Понятие диалектики в истории философской мысли

Диалектическая концепция философии науки

 

Выполнила:

Студентка

Осипова М.А.

 

 

Ярославль, 2013

План

1. Понятие диалектики в истории философской мысли

2. Диалектическая концепция философии науки

3. Философия науки Н.Н. Страхова

4. Заключение

 

Понятие диалектики в истории философской мысли

Согласно энциклопедии эпистемологии и философии науки[1], диалектика (от греч. SiaXsyopou — веду беседу, спор). В античности, в полном соответствии с этимологией, диалектикой называли искусство ведения диалога ради достижения истины. Диалектику противопоставляли эристике — искусству спора ради победы в нем любой ценой. 2. Средневековая Диалектика — это искусство схоластических споров на основе аристотелевской силлогистики. 3. Гегель понимал диалектику как учение о саморазвитии абсолютной идеи и противопоставлял метафизике. 4. Диалектика в марксистской философии — это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Эти понимания диалектики связаны генетически.

«Топика» Аристотеля — это «сочинение о диалектике», понимаемой как искусство диалога[2]. Диалог трактуется здесь как борьба противоположностей, тезиса и антитезиса. Итогом этой борьбы является синтез, резюмирующий развитие знания, достигнутое в диалоге. Поскольку от исхода диалога во времена Платона и Аристотеля подчас зависели и честь, и жизнь человека, диалектика и эристика разрабатывались очень активно и часто отождествлялись. Даже Кант называет диалектику логикой кажимости.

Одновременно с диалектикой как теорией диалога и независимо от нее формировалась мысль о всеобщей взаимосвязи и изменчивости мира, классически выраженная в афоризме Гераклита «Все течет». Но античные философы лишь угадывали объективную взаимосвязь и развитие в универсуме. Экспериментальная наука Нового времени была вынуждена начинать исследование любого объекта с расчленения его на неподвижные части и рассмотрения каждой из них в отдельности. Этот стиль мышления приобрел статус метода познания, который Гегель, а вслед за ним и Маркс, называли метафизическим. Гегель использовал аристотелевскую диалектику, теорию диалога, для наполнения конкретным содержанием диалектики в смысле Гераклита. Он онтологизировал законы аристотелевской диалектики, истолковав их как законы развития абсолютной идеи. На новую теорию было перенесено не только название «Диалектика», но и практически вся терминология теории диалога: «противоречие», «отрицание», «отрицание отрицания», «тезис», «антитезис», «синтезис» и т.д. Для этого Гегелю пришлось постулировать тезис о тождестве мышления и бытия, заимствованный позднее и материалистической диалектики.

Переход от античного понимания диалектики к современному завершил К. Маркс. Гегелевскую диалектику он, по выражению Ф. Энгельса, «поставил с головы на ноги», т.е. понял материалистически. Сформулированные Гегелем законы развития абсолютной идеи он истолковал как законы развития материального мира. Настаивая на общефилософском статусе материалистической диалектики, Маркс особенно подчеркивал ее значение как теоретической основы революционной деятельности. Марксом и Энгельсом ставилась задача соединить диалектику не только с материализмом, но и с экспериментальной, галилеевской наукой, т.е. создать научную теорию материалистической диалектики. Ее основные положения можно резюмировать так. Законы диалектики действуют в мышлении, в природе и в обществе. Отсюда делается вывод о тождестве мышления и бытия, соответственно диалектики, логики и теории познания. Диалектика — это, с одной стороны, теория, рассматривающая мир во взаимосвязи и развитии, а с другой, универсальный метод научного исследования, позволяющий выявлять эту взаимосвязь и развитие. Взаимосвязь мыслится как универсальная: «Каждая вещь связана с каждой» (Ленин). Всякое развитие, т.е. движение от низшего к высшему, понимается как саморазвитие: его источником является борьба противоположностей, внутренне присущих самому развивающемуся явлению. Развитие совершается в соответствии с тремя основными законами диалектики.