Пять разделений, пять сфер бытия
Все существующее создано Богом, все живет Богом. Но Бог не только Творец и Промыслитель – конечные судьбы мира тоже во власти и замысле Божием[1]. Божественное откровение о «начале, середине и конце» существующего помогает понять место человека в мироздании и смысл человеческого существования.
Прп. Максим Исповедник, основываясь на некотором древнем трактате, говорит о том, что весь сотворенный мир основан на пяти разделениях и состоит из пяти «концентрических сфер бытия».
Первым разделением весь сотворенный мир отделен от Природы нетварной (Бога). Бог принципиально отличен от твари:
Он – Бог, а она – не Бог, Он – Господь, а она – раба; Он – Творец, а она – тварь; он – Создатель, а она – создание, и нет ничего общего между Его и ее естеством[2].
Эти слова сказаны прп. Макарием о человеческой душе, однако, без ограничения их можно распространить на все сотворенное Богом. Разница между Богом и тварным миром столь категорична, что нет родового понятия, выражающего одновременно и бытие божественное и бытие тварное, так что если под словом сущность или бытие понимать сущность и бытие Бога, тогда это слово, строго говоря, неприложимо к твари и наоборот:
Если Бог - природа, то все остальное - не природа; если же то, что не Бог, является природой, то Бог - не природа. И даже Он не есть, если другие существа суть[3].
Тварная природа делится на мир невидимый, «умопостигаемый», и мир материальный, «чувственный» – т.е. постигаемый посредством внешних чувств (noht¦ kaˆ a„sqet£) – это второеразделение. В контексте этого разделения Символ веры говорит о Боге как Творце «видимого и невидимого» и фактически утверждает наличие в сотворенном мире двух видов субстанций: вещественных и невещественных. Вещественные сложны (т.е. состоят из элементов), не имеют сознания, разума и свободы. Они образуют «видимый», т.е. вещественный, материальный, мир. Естества же невещественные – просты, одарены сознанием, разумом и свободой[4], это - ангелы[5]. Они образуют мир невидимый, открывающийся лишь одному уму без посредства телесных чувств[6]. Различение двух этих видов творений основано во многом на понятии простоты. Совершенная простота предполагает: отсутствие элементарного состава, т.е. каких бы то ни было частей, на которые можно разделить простую сущность; невозможность даже мысленного деления (как, например, деление геометрической фигуры); отсутствие пространственной протяженности, объема и формы (поскольку любую протяженную вещь можно, хотя бы мысленно, разделить); независимость от условий пространства; отсутствие в простой сущности противоположных сторон, тенденций и т.п., так как это тоже вносит сложность; отсутствие, вследствие этого, каких либо перемен и изменений, т.е. независимость от условий времени. Иначе говоря, простота - это совершенная внутренняя целостность и единство. Следует, однако, помнить, что невидимый мир не является абсолютно простым, а лишь занимает промежуточное положение между совершенной Божественной простотой и сложностью вещественного творения.
Третьимразделением видимый мир разделен на небо и землю (oÙranÒj kaˆ gÁ). Сила земного притяжения сковывает, ограничивает человека и всю земную тварь. Все на земле было "добро зело", но Господь выделяет еще на земле рай – блаженное жилище человека, прекрасный сад[7]. Это четвертое разделение (par£deisoj kaˆ o„koumšnh). Человек был поставлен возделывать и хранить рай, он был также владыкой всех существ, находящихся на земле. Но в его естестве было, наконец, последнее пятое разделение – разделение на мужской и женский пол.
Последнее разделение заслуживает особого внимания. Человек сотворен по образу Бога, но разделение на два пола - «не по образу». Это со всей категоричностью подчеркивает свт. Григорий Нисский в своем трактате «Об устроении человека». Мужское и женское
разумеется вне прототипа: Ибо во Христе Иисусе, как говорит апостол, нет мужеского пола, ни женского (Гал. 3, 28). Но Слово говорит, что человек разделен на мужеский пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием… Потому думаю я, что в говоримом божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение… И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, - природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и животной. Ведь в человеческом составе можно частично усматривать и то, и другое из названного: от божественного – словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного – телесное устроение и расположение, расчлененное на женское и мужское[8].
Это различие не носит «тотального» характера и не проявляется на всех уровнях человеческой жизни. «Словесное и разумевательное», т.е. дух и мыслительная сила души в одинаковой степени присущи всем людям, независимо от пола[9]. Надо полагать, что особенности проявляются в эмоционально-волевой сфере, но святитель подчеркивает в данном случае только анатомические различия – «телесное устроение и расположение». И все же, Адам и Ева были совсем разными. Адам, сотворенный первым, нуждался в помощнике (Быт. 2, 18), но Господь не творит второго Адама, а приводит в бытие женщину, которая хоть и единосущна Адаму («из его ребра»), но все же иное существо.