ГЕРОИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Третий этап развития греческой мифологии можно разделить на две части: ранний и поздний героизм. Как правило, истории героя посвящен отдельный цикл, рас­сказывающий обо всей его жизни: мифы о Геракле, Тесее, аргонавтах, которые легли в основу гомеровского эпоса и греческого искусства V века.

Выдвижение героя, богочеловека или человека, на мес­то олимпийских богов свидетельствует о дальнейшем раз витии общественных отношении и утверждении человечес­кой личности в процессе освоения природы. Благодаря своему происхождению герои занимает промежуточное по­ложение между Олимпом и миром человеческим. Один из его родителей мог быть богом (Геракл — сын Зевса и Алк­мены, Ахилл — Фетиды и Пелея, Эней — Афродиты и Анхиса), или герои, рожденный от смертных, имеет могучего бога-покровителя (Тесею помогает Посейдон, Одиссею — Афина, Ясону — Гера). Отсюда и явное превосходство ге­роя над остальными людьми (сила Геракла, красота Елены, мудрость Одиссея). Главная функция героя — выполнять волю олимпийцев на земле, гармонизировать мир, защищать людей. Если герои раннего периода наделены лишь непомерной силой и их главные деяния — сражения с хтоническими чудовищами (Персеи, Геракл), то следующее поколение сочетает в себе физическую мощь с интеллектом и многочисленными художественными талантами. Тесей, подобно Гераклу, очищает мир от зла, убивая разбойников, но главная его заслуга в том, что он становится основателем Афин. Личность героя носит трагический характер, а исключение (и то лишь отчасти) составляет лишь Персей, первый герой — любимец богов. Часто герой «кратковечен», но зато жизнь его укра­шена бессмертными подвигами. В юности герой сам выби­рает свою судьбу. Ахилл может не отправляться на троян­скую воину и прожить долгую и бесцветную жизнь, Тесей волен остаться в Трезене, забыв об Афинах. Мотив испытания героя — важная часть сюжета. Например, сила и мужество Геракла проверяются двенадцатью подвигами. Испытания героев часто связаны со странствиями, морскими и сухопутными, открытием новых земель: мифы повествуют о путешествии аргонавтов в Колхиду. Геракла и Тесея – в страну амазонок. В европейском сознании дух первооткрывательства ассоциируется с подвигами греческих героев.

Традиционными сюжетными мотивами в истории героя были: сражения с чудовищами, освобождение девы, города, народа (Персей спасает Андромеду, Тесей освобождает Афины от критской дани), посещение подземного царства, похищение священных животных, сокровищ, женщин. Жизненный путь героя тернист и связан с многочисленными ошибками и заблуждениями, расплата за которые – многолетние страдания. Герой часто поступает вопреки воле богов. Цирцея называет Одиссея «дерзким и необузданным», мечтающим о новых подвигах, готовым сразиться с богами. Финал жизни героя чаще всего трагичен: в страшных суках умирает Геракл от яда, пропитавшего его одежду; Тесей гибнет на чужбине, забытый своим народом; одиночество и забвение – удел Ясона, которого убивает обрушившаяся корма корабля его славы – «Арго»; до конца своих дней обречен на скитания Одиссей.

Галерею греческих героев начинает Персей, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя. Именно к этой своей возлюбленной, заточенной отцом в темницу, Зевс проник в виде золотого дождя. Персей – любимец богов, в его характере еще отсутствуют роковые черты (гнев, честолюбие, беспримерная дерзость), которые будут заставлять страдать мир и самих героев и, в конечном итоге, приведут всех к гибели. Персей красив, отважен и смел. Для того чтобы доказать свое право называться сыном Зевса, он решил убить ужасную горгону Медузу, один взгляд которой превращал все живое в камень. В этом великом подвиге герою помогают боги: Гермес дал ему меч, Афина – щит, в котором Персей должен был увидеть чудовище, нимфы – крытае сандалии, шлем-невидимку – Аида и волшебную сумку, предназначенную для страшного трофея. Долгий путь к острову горгон был успешно пройден, и поединок закончился победой героя. На обратном пути Персей совершил еще один подвиг – убил морское чудовище, опустошавшее земли Эфиопии, и спас красавицу Андромеду, предназначенную в жертву дракону. Отпраздновав свадьбу и убив оскорбившего его бывшего жениха Андромеды, Персей возвратился в Аргос. После долгой и счастливой жизни Персей и Андромеда были перенесены на небо и превращены в созвездия.

Сменилось несколько поколений людей на земле, и появился Геракл, сын Зевса и Алкмены, самый знаменитый греческий герой. Его имя означает «прославившийся благодаря Гере», ревнивой супруге Зевса, которая ненавидела героя и преследовала его всю жизнь. Геракл – воплощение физической силы, мужества и беспримерной храбрости, победитель чудовищ. Судьба не была благосклонная к нему: бесконечные испытания, посылаемые Герой, превратили его жизнь в вечный вулкан, где подвиги соседствовали с роковыми заблуждениями, а громкая слава – с унижениями. Защищаться Гераклу пришлось еще в колыбели, когда новорожденный сын Зевса задушил страшного змея, которого напустила Гера. Юноша Геракл задушил льва, и огромная шкура стала его первым трофеем. Затем счастливую жизнь героя прервало огромное несчастье. По воле Геры, наславшей на Геракла безумие, он совершил преступление – убил брата и своих детей, рожденных в браке с Мегарой. Для того, чтобы искупить вину, он должен был под руководством ничтожного Эврисфея совершить двенадцать подвигов. Во всех этих деяниях проявилась главная миссия героя на земле — освобождение мира от чудовищ, от жестоко­сти, порожденной хтоническим миром. Геракл убивает ги­гантского льва, вепря, хищных птиц с железными перья­ми, лань с медными копытами, лернейскую гидру, побеждает бешеного критского быка, свирепых коней Диомеда. При совершении остальных подвигов, результат которых не имел конкретного применения, Геракл преодолевал вели­кие трудности, совершал то, что считалась изначально невозможным. Он спустился в подземное царство Аида, укротил Цербера и привел его к царю Эврисфею, достал у Атланта золотые яблоки Гесперид. Правда, и то и другое боги возвратили обратно, но подвиги были совершены. По пути в страну Атланта он изменил географию Земли: своей огромной палицей разбил перешеек пополам и поставил столбы. Так образовался Гибралтар, который раньше назы­вался «Геракловыми столбами». Победа над амазонками принесла Гераклу новый трофей — пояс царицы Ипполи­ты, отданный добровольно в награду за доблесть. И, нако­нец, последний, двенадцатый подвиг Геракла — расчистку Авгиевых конюшен (а точнее, хлева) — можно считать символическим актом: вместо грязи недостойного владете­ля, оскорбившего героя, хлынула освежающая вода двух рек, а победа над Авгием привела к основанию Гераклом Олимпийских игр. Триумф героя заставил Геру предпри­нять новые усилия по его компрометации: она вновь насла­ла на него безумие — в припадке гнева, нарушив священ­ный долг гостеприимства (закон самого Зевса!), Геракл убил своего друга Ифита. Это преступление вызвало страш­ный гнев богов: Зевс наслал на героя болезнь, от него отвернулся оракул Аполлона в Дельфах. Три года пришлось провести герою в рабстве у жестокой царицы Омфалы, что­бы искупить свою вину. Все выдержал Геракл и остался по-прежнему храбрым и благородным. Он освободил стра­дальца Прометея, прикованного к скале на Кавказе, вывел из Аида верную Алкестиду и незадачливого искателя при­ключений Тесея, победил коварного троянского царя Лаомедонта и даже сражался вместе с богами Олимпа против гигантов на Флегрейских полях.

Роковым для Геракла оказался брак с Деянирой. Однаж­ды, переправляясь через реку Эвен, Геракл убил кентавра Несса, который пытался похитить Деяниру. Умирающий кентавр посоветовал супруге героя собрать его кровь и ис­пользовать в качестве приворотного средства, которое по­может сохранить или вернуть любовь Геракла. Наивная Деянира воспользовалась этим, когда узнала о влюбленно­сти своего мужа в Иолу, дочь побежденного Гераклом царя Эврита, — она пропитала хитон героя кровью Несса, став­шей ужасным ядом. Так свершилось предсказание, гласив­шее, что Геракла не сможет победить никто из живых — смерть пришла из царства мертвых, от крови убитого кен­тавра. Яд, проникший в кожу, приносил Гераклу страш­ные мучения, которые он решил прервать добровольным восхождением на костер. Филоктет разжег погребальный огонь и получил в награду от героя его лук и стрелы. Из пла­мени Геракла спас Зевс, доставивший любимого сына на Олимп и сделавший его бессмертным. Даже Гера смирилась с новой судьбой Геракла и отдала ему в жены свою дочь, богиню юности Гебу. Так завершилась история Геракла, страдальца и великого воителя, чей культ был распростра­нен в Греции и Риме (там его называли Геркулесом).

Следующий знаменитый герой Греции, Тесей, которо­го называют вторым Гераклом, существенно отличается от своего предшественника. Он прославился как победитель разбойников, как искатель приключений и участник столь многих героических мероприятий (Калидонской охоты, бит­вы с кентаврами), что его вечное присутствие вошло в по­словицу — «не без Тесея». Он стал известен как похити­тель женщин (Ариадна, Ипполита, Елена), но более всего как первый афинский царь, основатель государства.

Рождение Тесея окутано тайной. С одной стороны, из­вестно, что бездетный царь Эгей, будучи в городе Трезене, по совету его владыки Питфея вступил в тайный брак с его дочерью Этрой. Уезжая в Афины, он оставил своему сыну меч и сандалии, которые тот должен был взять в день совер­шеннолетия. С другой — Тесей всегда называл себя сыном Посейдона, который оказывал ему явное покровительство. После наступления совершеннолетия Тесей отправился в Афины. Он отверг безопасный морской путь и предпочел двигаться сушей, чтобы, подобно Гераклу, совершать под­виги — избавлять мир от разбойников и чудовищ. Он убил Перифета, убийцу с огромной палицей, злодея Прокруста, огромного Кроммионского кабана и многих других. Придя в Афины, Тесей счастливо избегнул коварства волшебницы Медеи, был узнан отцом по сандалиям и мечу и объявлен наследником престола. Когда многочисленные сыновья Палланта, брата Энея, узнали о появившемся принце, они по­шли войной на Афины. Тесей не только разбил их войско, но и уничтожил большинство претендентов на его трон. Следующий подвиг Тесея связан с победой над гигантским быком, который уничтожал все живое в долине города Ма­рафон. Перед боем Тесей посетил домик старушки Гекалы, которая радушно приветствовала героя. Ей не пришлось дожить до великой победы Тесея, но в награду за гостепри­имство на ее могиле приносились жертвы, а само место встречи Тесея и Гекалы почиталось священным. Тесей одо­лел быка и провел его живым по городу, а затем принес в жертву Аполлону. Но самую великую славу герой снискал себе победой над Минотавром. Сначала Тесей добровольно включил себя в список жертв, отправляющихся к царю Миносу, чем заслужил любовь и благодарность афинского народа. На Крите в него влюбилась дочь царя Ариадна и, спасая героя от неминуемой смерти, дала ему нить, которая помогла выбраться из лабиринта после победы над Мино­тавром. Затем вместе с ликующими молодыми афинянами и Ариадной Тесей покинул Крит. Во время остановки на ос­трове Тесей, согласно одной версии, увидел во сне бога Ди­ониса, который открыл ему, что Ариадна предназначена в жены богу вина и должна остаться на острове. Другая вер­сия характеризует Тесея как вечного похитителя и губителя женщин — свойство, которое в конце концов погубит его, — он просто бросил надоевшую ему Ариадну, впоследствии по­кончившую с собой. Подходя к Афинам, Тесей забыл поменять черный парус на белый — знак победы и освобождения, и по­трясенный Эгей бросился в море. Подобная необъяснимая небрежность героя всегда трактовалась как доказательство того, что Эгей не был отцом героя и тот не испытывал к нему сыновьей привязанности.

Тесей, новый царь Афин, был мудрым правителем. Он соединил разрозненные общины в единый город и, желая увеличить его население, бросил клич: «Сюда, все народы!» Это он назвал город Афинами и учредил праздник богини-покровительницы — Панафении. Он впервые разделил граждан на сословия (благородные, земледельцы и ремес­ленники) и каждому определил род занятии. Наконец, глав­ное состояло в том, что царь Тесей отменил единовластие, сложил с себя полномочия правителя, а государством-республикой стал править Совет. Неслучайно Гомер одних лишь афинян называет свободным народом. Сам же Тесей в поисках новых приключений отправился с Гераклом в край амазонок и получил в награду за храбрость чудесный тро­фей — царицу амазонок Ипполиту (Антиопу). Счастливый союз афинского царя и амазонки нарушило неожиданное на­шествие: воинственные девы пришли освободить свою пред­водительницу. Огромным напряжением сил афиняне сдер­жали натиск, а затем и разбили войско амазонок. Ипполита сражалась вместе с Тесеем и была убита. Смертью люби­мой жены завершился счастливый этап жизни Тесея. Но­вый брак с критской царевной Федрой закончился трагеди­ей: юная жена полюбила своего пасынка Ипполита, сына амазонки, но была отвергнута им. Опасаясь мести юноши, Федра покончила с собой, в предсмертной записке обвинив Ипполита в покушении на ее честь. Гнев Тесея был стра­шен: он призвал на помощь своего покровителя Посейдона. Бог услышал Тесея и немедленно наказал его сына. Мор­ское чудовище напугало коней Ипполита, они понесли, юно­ша вылетел из колесницы и разбился о камни. Очень скоро Тесей узнал, что его сын был невиновен, но ничего изме­нить было нельзя.

Новое приключение не только не добавило славы Тесею, но лишь скомпрометировало его. Вместе со своим дру­гом Пирифоем, царем лапифов, он похитил юную Елену (ей было всего 12 лет), а когда она досталась Тесею (друзья бро­сили жребий), отправился в подземное царство, так как его друг вознамерился взять в жены саму Персефону, супругу Аида. Месть царя мертвых не заставила себя ждать: дерз­кие приросли к холодным камням. Впоследствии Геракл освободил Тесея, а Пирифой остался там навсегда. Возвра­щение в Грецию было для Тесея печальным. За время его отсутствия братья Елены Диоскуры (Кастор и Полидевк) взяли Афины, освободили сестру и увели в плен мать Те­сея Этру. Престол Афин занял ничтожный Менесфей, и места Тесею там уже не было. Так великий герой стал изго­ем — от него отступились и боги и люди. Его ждала бес­славная гибель на острове Скирос от руки царя Ликомеда. Тесей был сброшен со скалы и утонул. Это кажется неве­роятным! Сын Посейдона нашел свою гибель в море, когда-то родственной ему стихии. Что погубило Тесея? Может быть, безмерность притязаний и беспредельная дерзость (у царя Афин она проявлялась в сомнительных любовных по­хождениях), которую греческий мир с его абсолютизаци­ей гармонии и меры не прощал даже великим героям.

Через некоторое время афиняне перенесли прах Тесея со Скироса в родной город, похоронили с великими почес­тями и всегда чтили память своего первого великого царя. Итак, уже в характере Тесея доминирует не физическая сила, а любовь к приключениям, стремление испытать себя на морях и дорогах.

Самым известным героем-странником является Ясон, сын царя Иолка Эсона и Алкимеды, открыватель новых зе­мель. В его семье произошла характерная для царских до­мов трагедия: борьба за власть двух братьев закончилась низ­ложением отца Ясона. Когда у бывшего царя родился сын, он, опасаясь козней своего брата, унес мальчика в горы, где его, как и многих других героев, воспитал мудрый кентавр Хирон. Кроме умения храбро сражаться и играть на лире, будущий герой обучился лечить раны. Отсюда и его необыч­ное имя: Ясон означает «целитель». Когда герой, полный сил и уверенности в себе, возвращался в Иолк, к нему обрати­лась дряхлая старушка с просьбой помочь ей переправиться через реку — Ясон с радостью согласился. Доброе дело, ко­торое совершил Ясон, обернулось для него помощью самой могущественной богини Олимпа — Геры, поскольку именно она, приняв столь необычный вид, проверяла героя. Увидев молодого человека в одной сандалии (вторую он потерял, ког­да переплывал реку), Пелий, захватчик престола, очень ис­пугался: он вспомнил пророчество, предвещавшее смерть от человека в одной сандалии. Пелий даже пообещал Ясону вер­нуть захваченный трон, если Ясон совершит подвиг — при­везет из Колхиды шкуру златорунного барана, золотое руно. Поход в далекую Колхиду к царю Ээту, сыну бога Гелиоса, был необычайно сложной задачей, поэтому в нем по приглашению Ясона приняли участие многие герои со всей Эллады (чаще всего называют цифру 50). Среди них были и Геракл, и Тесей, и Орфей, и Кастор, и Полидевк, и крыла­тые сыновья бога ветров Борея Зет и Калаид, Асклепий, ве­ликий врач и сын Аполлона, и многие другие. Прекрасный корабль «Арго» («быстрый») помчал героев в Колхиду. По пути аргонавты пережили множество приключений. На ос­трове Лемнос, где женщины перебили всех своих мужчин, соскучились от одиночества и с восторгом встретили арго­навтов, они могли остаться навсегда. Возлюбленной Ясона стала царица. Счастье вскружило головы многим, но Геракл устыдил героев, и все тронулись в путь. На полуострове Кирек, где жили потомки Посейдона, аргонавтам пришлось сражаться и победить шестируких великанов. Затем, по воле Зевса, экспедицию покинул Геракл, которому не суждено было завершить поход. Крылатые Зет и Калаид избавили от страшных птиц гарпий старца Финея, который поведал ге­роям, как избегнуть дальнейших опасностей. «Арго» с по­мощью богини Афины смог пройти через сближающиеся скалы Симплегады и достичь Колхиды. Царь Ээт принял нежданных гостей и согласился отдать золотое руно при од­ном условии: Ясон должен запрячь в железный плуг огнедышаших быков, вспахать поле Ареса зубами дракона, а затем убить воинов, которые вырастут на этом поле. Вы­полнить это задание герою помогла дочь царя, волшебница Медея, с первого взгляда полюбившая Ясона. Затем она посоветовала Ясону усыпить дракона, стража сокровищ, и похитить золотое руно. Таким образом, цель была достиг­нута, и аргонавты отправились в обратный путь. Медея так­же покинула Колхиду и последовала за Ясоном. На острове феаков по совету царя Алкиноя, считавшего необходимым успокоить воинов Колхиды, которые требовали возвраще­ния царевны, Ясон вступил в брак с Медеей. После долгого плавания Ясон торжественно прибыл в Иолк и столкнулся с коварством Пелия, который, несмотря на полученное зо­лотое руно, отказался уступить трон законным наследни­кам. И снова Ясону помогла Медея: она вернула молодость отцу Ясона и уговорила дочерей Пелия убить отца, пообе­щав затем воскресить его молодым и прекрасным. Конечно, убитого Пелия никто воскрешать не собирался, но теперь убийцам грозила месть сына Пелия — Акаста. Ясон и Ме­дея навсегда покидают Иолк и становятся изгнанниками.

Проходит несколько лет, и Ясон решает оставить Ме­дею и жениться на дочери царя Коринфа Главке. Главным аргументом его нового плана становится будущее его сыновей, рожденных в браке с Медеей. Однако оскорблен­ная женщина, пожертвовавшая ради любви героя родиной, прошедшая через предательство своих близких и преступ­ления, не желала слушать жалкие объяснения мужа. Даже смерть изменившего ей Ясона казалась слишком простой местью — она решает сделать жизнь своего мужа гораздо страшнее смерти. Сначала она посылает отравленный пеплос (головной убор) царевне, невесте Ясона, который уби­вает не только ее, но и царя Креонта, пытавшегося снять с дочери роковое украшение. Затем, желая лишить Ясона потомства, убивает своих несчастных сыновей и не позво­ляет их отцу даже проститься с ними. Ужасные испытания сломили волю героя (существует версия, согласно которой он покончил с собой после смерти сыновей) и сделали его жалким изгнанником. Бесконечно печальна и его смерть. Подойдя к кораблю своей былой славы «Арго», Ясон ре­шил отдохнуть в его тени и был во сне убит упавшей на него кормой корабля.

Другой тип греческого героя — великий воин, отваж­ный боец. Именно таким является Ахилл, сын морской богини Фетиды и героя Пелея. Союз родителей Ахилла был вынужденным и совершился по совету Зевса, кото­рый сам мечтал о браке с Фетидой, но пророчество о сыне богини, который превзойдет силой своего отца, застави­ло его отказаться от Фетиды в пользу смертного. После рождения сына Фетида пыталась уберечь его от опасно­стей и, согласно одной версии, окунула его в воды Стикса (река мертвых), держа за пятку; все тело Ахилла покры­лось невидимым панцирем; согласно другой — мать нати­рала его амброзией и закаляла над огнем. Однажды за этим занятием ее застал Пелей и выхватил сына, висящего над огнем. Оскорбленная Фетида скрылась навсегда в пучи­не океана, и Ахилл остался с отцом. Первым его воспита­телем был мудрый старец Феникс, а затем его сменил кен­тавр Хирон, наставник героев, который, чтобы воспитать в юноше храбрость, кормил его львиным и медвежьим мя­сом. Уже в десятилетнем возрасте Ахилл, будучи безо­ружным, убил дикого кабана и догнал на бегу оленя. Во время сбора ахейских вождей на Троянскую войну Фети­да, узнавшая жребий Ахилла (долгое бесцветное суще­ствование или короткая жизнь, но громкая посмертная слава), решила спасти сына и спрятала его на острове Скирос у царя Ликомеда. Там он долгое время пребывал в женском платье среди царских дочерей и даже вступил с одной из них в тайный брак — Деидамия родила ему сына Пирра (Неоптолема), будущего разрушителя Трои. Хитрость Фетиды сумел разгадать Одиссей, приехавший за Ахиллом: среди подарков царским дочерям был меч, который оказался в руках сына богини, как только он ус­лышал боевой клич.

Судьбу и характер героя на Троянской войне опреде­лила его «кратковечность», знание своей скорой смерти, осознание своей незаурядности. Этой удивительной судь­бе, яркой, трагической, полной разительных диссонансов (гнев-сострадание, ярость-любовь), и посвящена «Илиада» Гомера, поэма о подвигах и славе.

Сражаясь под Троей, Ахилл взял множество городов, победил всех, кто встречался на его пути, но все же не смог избегнуть конфликта с надменным Агамемноном, предво­дителем ахейских мужей. Вынужденный вернуть дочь жре­ца Аполлона Хриса, Агамемнон забирает себе возлюблен­ную Ахилла Брисеиду, мстя герою за резкую критику его верховного царя, действий, за вечное бесстрашие, за пря­моту и бескомпромиссность. Разгневанный Ахилл прекра­щает участие в сражениях. Неисчислимыми бедствиями грозит ахейскому войску решение Ахилла. Наказать надмен­ного царя ахейцев просит Зевса Фетида, и, выполняя ее просьбу, Зевс начинает помогать троянцам. Несмотря на му­жество Диомеда, Аякса и других героев, ахейцы терпят одно поражение за другим. Особенно свирепствует Гектор, мо­гучий сын Приама, которому помогает Аполлон и которого, пока бездействует Ахилл, некому остановить. Ожесточен­ная битва приближается к кораблям и грозит уничтожить их. Агамемнон, давно раскаявшийся в случившемся, направ­ляет к сыну Фетиды посольство, возглавляемое Одиссеем, с богатыми дарами (не только Брисеида возвращается Ахил­лу, но и еще семь прекрасных дев). Но никакие уговоры не могут сменить на милость гнев Ахилла — он отказывается вернуться на поле боя. Однако Патрокл, друг героя, не вы­держивает горестного зрелища страданий ахейцев и, полу­чив разрешение своего могучего друга, взяв его доспехи, спа­сает положение: оттесняет троянцев от кораблей, помогает потушить пожар, но сам гибнет от руки Гектора. Весть о смерти друга повергает Ахилла в великую скорбь, и его гнев теперь направлен на Гектора, месть которому — его един­ственная цель. По просьбе Фетиды Гефест изготовил Ахил­лу великолепные доспехи, так как старые, бывшие на Патрокле, достались его врагу. Бой Гектора и Ахилла — кульминационный эпизод в Троянской войне и в жизни самого сына Фетиды. Конечно, его победа предопределена и его собственной силой, и клятвой Зевса Фетиде, и скорб­ной участью города Приама. Но после смерти Гектора, ве­ликого защитника Трои, недолго останется жить и греческому герою. Победа в этом бою не дает успокоения Ахиллу, он, торжествуя, трижды объезжает вокруг Трои, волоча за своей колесницей тело павшего Гектора. Не только скорбя­щие троянцы, но и боги ужаснулись этой жестокости и по­считали необходимым урезонить Ахилла. Сам дряхлый ста­рец Приам отправляется во вражеский лагерь и умоляет Ахилла отдать тело сына, умоляет именем его, Ахилла, пре­старелого отца, собственным бедственным положением страдальца, целующего руки убийцы своих детей. И только тогда соглашается отдать тело Гектора Ахилл, неистовый герой, великий как в своих подвигах, так и в своем гневе.

Следующие победы сын Фетиды одержал над царицей амазонок Пентеселеей и новым предводителем троянцев Мемнонием. Далее он сделал попытку ворваться в Трою, но на его пути встал сам Аполлон. Именно он направил стрелу Париса, которая попала в пятку героя — единствен­ную незащищенную часть его тела. Согласно этой самой распространенной версии, герой умер от потери крови, со­гласно другой — смертельным оказался для него удар ко­пья, который он получил в грудь. После жестокой битвы ахейцам удалось вынести тело Ахилла, а затем с великими почестями предать его погребению вместе с его другом Патроклом — им был насыпан высокий курган славы. Так, оп­лаканный людьми и богами, ушел из жизни Ахилл, вели­кий греческий воин. Согласно наиболее древней версии, изложенной в «Одиссее», после своей гибели Ахилл вместе со всеми товарищами по оружию оказывается в Аиде, и горько скорбит в разговоре с Одиссеем о потерянной жизни. Более поздний миф «награждает» героя елисейскими полями, где его супругой оказывается сама Елена Прекрасная.

Если в характере Геракла доминирует сила, у Тезея и Ясона — любовь к приключениям, у Ахилла — талант во­ина, то Одиссей соединяет в себе все эти черты.

Он — сын героя Лаэрта и Антиклеи, царь острова Ита­ки, любимец Афины Паллады, по праву считающийся ее земной ипостасью

Одна из главных черт характера Одиссея — умение да­вать мудрые советы. Однажды он предотвратил войну ахей­ских царей при их сватовстве к Елене: все претенденты в мужья прекраснейшей женщины Греции должны были по­клясться приветствовать ее выбор и при необходимости за­щитить ее избранника. Сам же Одиссей был счастливо же­нат на Пенелопе и мудро правил народом Итаки. Похищение Елены троянским царевичем Парисом привело к печальной необходимости воплотить в жизнь совет Одиссея: ахейские мужи должны были выступить на защиту чести Менелая, обманутого мужа Елены. Сам же Одиссеи пытался избежать похода на эту войну и даже прикинулся сумасшедшим: вспа­ханное поле засевал солью. Однако уловка героя Паламеда, приехавшего на Итаку за Одиссеем, разоблачила его. Когда Паламед положил на пути быков новорожденного сына Одиссея, тот вынужден был остановиться.

Оказавшись на этой, совершенно не нужной ему войне Одиссей храбро сражался и совершил множество подвигов: проводил опасные разведки с Диомедом, похитил троянско­го прорицателя Гилена, вместе с Аяксом Теламонидом от­бил у троянцев тело погибшего Ахилла, а затем привез в ахейский стан друга Геракла Филоктета, узнав, что только с помощью его лука будет взята Троя. Но более всего он про­славился как мудрый советчик, дипломат и оратор. Он уре­зонил смутьяна Терсита, подстрекающего воинов к бунту, возглавил посольство к удалившемуся с поля боя Ахиллу и, наконец, придумал знаменитую уловку с Троянским конем, которая привела к взятию Трои. Неудивительно, что Ага­мемнон и Менелаи считали его вклад в победу столь важ­ным, что отдали ему доспехи Ахилла, хотя они должны были принадлежать сильнейшему - Аяксу.

Возвращению героя домой с Троянской войны посвя­щена поэма Гомера «Одиссея». Испытания начались с того, что на острове циклопов Одиссеи, спасая себя и своих то­варищей, сначала обманул страшного Полифема, назвав­шись «Никто», а затем ослепил чудовище. Он мог бы тихо отплыть с острова, уйти неузнанным, но именно такой уход не устраивал героя — мир должен узнать о его новом под­виге! Разгневанный Посейдон, мстя за страдания своего сына, начинает преследование Одиссея, которое длится долгие десять лет. Он по-прежнему старается избегнуть ловушек судьбы, стремится спасти себя и своих товари­щей. Так, он силой заставляет своих спутников вернуться на корабль, чтобы покинуть остров лотофагов (людей, пи­тающихся лотосом), где их ждет лишенное смысла суще­ствование тех, кто забыл свою родину. С помощью Гермеса он победил волшеб­ницу Кирку (Цирцею), и она рассказала, как избегнуть подстерегающих его новых опасностей. Именно Кирка под­метила в характере героя стремление бросить вызов судь­бе, зайти за пределы дозволенного людям и назвала его «дерзким», «необузданным», «мечтающим о новых подви­гах» и «готовым сразиться с богами». Он прошел на своем корабле между Сциллой и Харибдой, он услышал — и не погиб! — пение сирен, он спустился в Аид, чтобы узнать свое будущее, и вернулся. Он отказался от вечной любви, молодости и даже бессмертия — от всех благ, предложен­ных ему влюбленной нимфой Калипсо, и выбрал возвра­щение на родину, на Итаку.

На острове гостеприимных феаков, на пиру у царя Алкиноя, Одиссею было суждено испытать сильнейшее пе­реживание, слушая, как певец Демодок рассказывает о славных подвигах ахейцев под Троей, уже ставших легендой, — о его, Одиссея, молодости. Он вернется на Итаку один, потеряв всех своих товарищей, и, хотя он привез с острова феаков щедрые дары, вступить в свой дом первый раз он вынужден в облике жалкого нищего. Он страшно отомстил женихам за страдания Пенелопы, за унижение Телемаха, за свой разоренный их пирами дом: все они были убиты Одиссеем, так же как служанки, предавшие свою хозяйку. Но его долгий путь был вознагражден глав­ным — встречей с верной женой Пенелопой и любящим сыном.

Возвращение на Итаку не конец его странствиям. Выполняя волю богов, ему придется снова отправиться в путешествие, чтобы найти народ, никогда не знавший мореплаванья. И только вопрос неизвестного, обращенного к идущему с веслом на плече Одиссею: «Что за лопату несешь ты на плече, чужестранец?» - станет концом его странствий.

Итак, Одиссей на своем пути испытал все, в нем одном как будто воплотился греческий универсум: все богатство, безбрежность человеческой натуры и все ее слабости — то, что Гегель называл «правом бодрствующего сознания». Он и могучий воин, и мудрый советчик, оратор, и неутоми­мый искатель приключений, и благородный страдалец, оторванный от своей родины, и жестокий мститель. А еще Одиссей связан с абсолютно греческой стихией – морем - и неотделим от корабля, бороздящего волны. Может быть, поэтому Данте в «Божественной комедии» отказывается от широко известной версии гибели героя (Телегон — сын Кирки и Одиссея, прибывший на Итаку в поисках своего отца и не узнавший его, убивает Одиссея в случайной схватке) и показывает его смерть на корабле, на котором герой снова устремляется за пределы человеческого мира и в наказание поглощается океаном. Улисс-Одиссей произносит монолог, который принято считать манифес­том эпохи Возрождения:

О, братья, — так сказал я, на закат

Пришедшие дорогой многотрудной!

Тот малый срок, пока еще не спят

Земные чувства, их остаток скудный

Отдайте постиженью новизны,

Чтоб, солнцу вслед, увидеть мир безлюдный!

Подумайте о том, чьи вы сыны:

Вы созданы не для животной доли,

Но к доблести и знанью рождены.1

Возможно, поэтому именно Одиссей первым уверенно перешагнул за пределы гре­ческого и античного мира и стал любимым героем Нового времени.

Считается, что женские образы греческой героики вторичны: мир Эл­лады принадлежал мужчинам. Однако и для женской гале­реи характерно удивительное разнообразие человеческих характеров. Прежде всего, выделяются два диаметрально противоположных образа — роковой красавицы Елены (до­чери Зевса), из-за любви к которой спорили и гибли горо­да, и верной жены Одиссея Пенелопы, двадцать лет ожи­давшей мужа, а рядом с ними по праву может быть названа скорбящая Андромаха: сначала счастливая жена Гектора, великого защитника Трои, а затем и пленница, пережив­шая смерть мужа и сына, у которой остались только воспо­минания. Мифологические героини, в отличие от женщин классической Греции принимали активное участие в жизни своего города, рода, племени. Неслучайно мужественные Электра и Антигона исполняют свой долг: первая готова сама отомстить за отца Агамемнона своей матери Клитемнестре, даже если не вернется ее брат Орест, а вторая жертвует собой, хоронит своего брата Полиника, несмотря на строжайший запрет царя Воинственные ама­зонки храбро сражаются, поражая воображение знаменитых героев. Так, Пантеселия выходит на поединок против самого Ахилла и, хотя, конечно, проигрывает ему, вызыва­ет у сына Фетиды законное восхищение Ифигения, дочь Агамемнона, готова сознательно принести себя в жертву гневной богине Артемиде, чтобы та сжалилась над греческим войском и дала кораблям ахейцев попутный ветер, который домчит их до берегов Трои. И, наконец, в греческом мифе, посвященном историям любви, главную роль часто играют женщины, поражая силой своих чувств. Самоотверженная Алкеста отправилась вместо своего мужа в царство мертвых, откуда ее потом вывел Геракл. Волшебница Медея пожертвовала ради Ясона всем (родиной, семьей) и не только не смогла простить измены мужа, но своей местью потряс­ла греческий мир (она убила своих сыновей). Роковая, не поддающаяся контролю страсть Федры к своему пасынку Ипполиту разрушила дом Тесея. Ревность Деяниры приве­ла к гибели самого Геракла.. Семь долгих лет прекрасная нимфа Ка­липсо, влюбленная в Одиссея, удерживает его на своем ос­трове и даже напрасно предлагает ему вечную молодость и бессмертие, а другая красавица, волшебница Кирка (Цир­цея), будет все тому же Одиссею помогать преодолевать все препятствия на пути домой. Показательна история греческих любовников Геро, жрицы Афродиты, и Леандра, юноши из города Абидос, страсть которых не мог остановить даже разделивший их пролив Геллеспонт. Каждую ночь Леандр переплывал его, ориентируясь на свет лампы, а ког­да ветер задул лампу, Леандр утонул и тело его волны вы бросили на берег, к башне, в которой жила его возлюблен­ная, Геро в отчаянии бросилась вниз, чтобы даже смерть не разделила их. Так, задолго до рождения мифов о Триста­не и Изольде и Ромео и Джульетте, утверждалось, что лю­бовь сильнее смерти.

В мифах позднего героизма, характерных для периода разложения родового строя, возникает мотив богоборчества. С одной стороны, это свидетельствует об уверенности чело­века в собственных силах. Могучие От и Эфиальт сковали и заключили в темницу Ареса. Асклепий противопоставил себя самому Зевсу, исцеляя и даже воскрешая людей из мертвых. Арахна состязалась в искусстве рукоделия с Афи­ной. На поле боя Диомед ранит Ареса и Афродиту. Всех их страшно покарали боги: Арахна превращена в паука, Аск­лепий ослеплен, От и Эфиальт, так же, как и Марсий, Нио-ба и ее дети, убиты стрелами Аполлона.

С другой стороны, все герои этих мифов — гордецы, стремящиеся не только зайти за пределы дозволенного (этим был знаменит и Одиссей), но и нарушить естественное те­чение жизни, оскорбить богов. Так, например, Сизиф — великий плут, хитрейший из людей. Он прославился тем, что заковал в цепи бога смерти Таната, которого пришлось освобождать самому Аресу. Затем он обманул богов Аида и вернулся на землю (единственный среди смертных). Он нападал на путников в Аттике, убивал их и придавливал ог­ромным камнем. Но любое преступление должно пасть на голову самого преступника, и боги наказали Сизифа: в Аиде он должен вечно вкатывать на гору огромный камень, который на вершине срывается вниз. Абсурдность этой ра­боты символизирует тщетность усилий любого (даже са­мого хитроумного) человека изменить законы мира.

Другим знаменитым преступником был Тантал, который долго ис­пытывал богов. Он похитил нектар и амброзию с Олимпа, он сделал достоянием людей тайны богов, и, наконец, он, решив проверить всевидение обитателей Олимпа, накормил их на пиру мясом своего убитого сына. Именно поэтому в Аиде его вечной мукой стали голод и жажда: он стоит в воде, но не может напиться, так как вода отступает от него, а деревья с пышными плодами поднимают свои вет­ви вверх, когда Тантал протягивает к ним руки.

Даже Про­метей, оставшийся в памяти людей благородным спаси­телем, похитивший с неба огонь, а согласно Эсхилу, посвятившему герою свою знаменитую трагедию «Проме­тей прикованный», научивший людей ремеслу, земледелию и многому другому, фигурирует в мифах как обманщик, на­рушивший волю Зевса. Может быть поэтому освобожден­ный Гераклом Прометей исчезает из мифологической исто­рии и в честь его не учреждается культ, ему не поклоняются греки. Таким образом, ни смертный, ни бог не может рас­считывать на понимание и признательность Олимпа, если он нарушает законы мира, совершая недостойные деяния: ими могу быть обман, преступление и даже хвастовство.

Для позднего героизма характерны мифы о родовом проклятии (история Агамемнона и Ореста, фиванскии цикл), в которых торжествует идея судьбы, непостижимой силы, действием которой обусловлены как отдельные собы­тия, так и вся жизнь человека. Геродот писал, что «пред­определенного судьбой не может избежать даже бог». В ми­фах о родовом проклятии доминирует мотив запредельных, нечеловеческих страдании, связанных с ужасными преступ­лениями, которые герои часто совершают не по своей вине.

История Эдипа, пытавшегося избежать страшного жре­бия, убившего своего отца и женившегося на своей матери, стала иллюстрацией идеи неотвратимости судьбы. Однако в знаменитой трагедии Софокла «Эдип-Царь» величие ге­роя связано с его желанием самому выбрать свою судьбу и быть ответственным за нее. Разумеется, на авторскую кон­цепцию повлияло убеждение софистов, что «человек — мера всех вещей», но именно таким мифологический герой остал­ся в памяти всех поколений.

В позднем героизме представлены сложные и противо­речивые человеческие характеры: Эдип, Агамемнон, Орест, Антигона, Электра. Например, Эдип — справедливый царь, спаситель Фив от чудовища Сфинкса и нарушитель челове­ческих законов, мстительный гордец и себялюбец, преступ­ник и следователь, палач и жертва в одном лице. И все же герой Софокла выигрывает страшный поединок с судьбой: он сам находит нарушителя покоя Фив (самого себя) и сам наказывает его. Самоослепление Эдипа — проявление выс­шей ответственности и воли героя. В безмерности страда­ний, сознательно выбранной Эдипом, проявляется его под­линное человеческое величие. Неслучайно хор трагедии поет: «Много есть чудес на свете, человек их всех чудес­ней...» Проклятие Эдипа продолжается в судьбах его сыно­вей, погибших в борьбе за царский престол. При этом один из них — Этеокл — стал героем, который защищал город от нашествия врагов, а второй — Полиник — возглавил семь отрядов, осаждавших Фивы. После рокового поединка бра­тьев, в котором они оба погибли, царь Креонт приказывает похоронить Этеокла с великими почестями, а тело предате­ля Полиника выбросить за ворота и оставить без погребе­ния. Антигона, истинная дочь Эдипа, нарушив волю царя, выполняет свой сестринский долг: она совершает обряд по­гребения, хотя знает, что за это ей придется поплатиться жизнью.

Мифы об искусстве, характерные для периода поздне­го героизма, возникают в олимпийскую эпоху в связи с рож­дением муз и Аполлона. Музы («мыслящие»), аониды, аонийские сестры, парнасады, дочери Зевса и Мнемосиды (богини памяти), обитают на склонах гор Геликона и Пар­наса и носят имя «олимпийские». Их имена:

Каллиопа(«прекрасноголосая») — муза эпической по­эзии и знания со свитком и палочкой для письма.

Эвтерпа(«восхитительная») — муза лирической поэзии с флейтой.

Эрато — муза любовной поэзии с лирой в руках.

Полигимния— муза серьезной гимнической поэзии.

Клио — муза истории с теми же атрибутами, что и Кал­лиопа.

Мельпомена— муза трагедии с трагической маской.

Терпсихорамуза танца с лирой.

Урания— муза астрономии с небесным сводом и цир­кулем.

Талия— муза комедии с комической маской в руках и венком из плюща на голове.

Музам ведомо настоящее, прошлое и будущее Они по­кровительствуют певцам, музыкантам, поэтам, творцам и передают им свои дар. Музы олицетворяют порядок, гармо­нию и красоту олимпийского мира. Функции муз постепен­но разграничивались по мере дифференциации искусства, и в эллинистической Греции, а затем и в Европе Нового вре­мени музы — символ того или другого вида искусств.

В мифах последнего периода рассказывается о талант­ливых художниках, чьи деяния не уступают подвигам вели­ких героев. Самый знаменитый из них — Дедал, афинский архитектор и скульптор, изобретатель столярного инструмента. Имя этого великого афинского мастера означает «ис­кусный». Все созданное им было столь совершенно, что по­трясало современников. Так, например, статуи приходилось привязывать, так как они выглядели как живые. Дедал — первый мифологический герой, воплотивший мечту челове­ка, — он изобрел крылья и научился летать. Однако афин­ский художник обладал тщеславием и мстительным харак­тером: он сбросил с Акрополя своего ученика и племянника Талоса, посчитав, что талант юноши превосходит его соб­ственный. За это преступление Дедал был приговорен к смерти, но не стал дожидаться приговора и сбежал на Крит. Там он создал великие творения, обессмертившие его имя: царю Миносу он построил лабиринт, а царевне Ариадне — площадку для танцев. После его участия в спасении Тесея из лабиринта на него обрушился гнев Миноса. Дедал решил сбежать с Крита и для этой цели изготовил крылья из пти­чьих перьев, скрепленных воском. Вместе со своим сыном Дедал парил над морем, однако Икар не внял предо­стережениям отца и взлетел слишком высоко: солнце рас­плавило воск, перья рассыпались, Икар упал в море и уто­нул. Миф о дерзком полете Икара и его смерти получил необычайное распространение в европейском искусстве и стал своеобразным символом величия и беспредельности че­ловеческих исканий. Что же касается Дедала, то он долго оплакивал сына, а затем отправился в Сицилию к царю Кокалу, которому построил великолепный дворец, украшен­ный статуями и картинами. Мстительный Минос, царь Кри­та, преследовал Дедала и на Сицилии: он требовал выдачи художника у Кокала. Однако на Сицилии не собирались удовлетворять требования Миноса, и вместо Дедала царь Крита нашел там свою смерть: предложенная ему ванна оказалась наполненной кипятком. Согласно одной из версий, афиняне, узнав о смерти своего заклятого врага, простили Дедала и пригласили вернуться в Афины, где он жил и ра­ботал до самой смерти, согласно другой — остаток дней ве­ликий мастер провел на Сицилии.

Фиванские близнецы Зет и Амфион, сыновья Зевса и Антионы, — настоящие умельцы. Зет обладал большой фи­зической силой, позволявшей ему поднимать огромные кам­ни, а Амфион игрой на лире заставлял их ложиться в опре­деленное место. История фиванских Диоскуров служила иллюстрацией двух принципов отношения к жизни: деятель­ного и созерцательного. Греки были убеждены, что настоя­щее искусство, особенно музыка и поэзия, — великий дар богов, обладающий магической силой. Лира Амфиона дви­гает даже камни, оживает прекрасное творение скульптора Пигмалиона — Галатея, а искусство Орфея покоряет весь мир.

Орфей — сын Аполлона и Каллиопы, певец и музы­кант, наделенный особым даром. Искусство Орфея было столь прекрасно, что вся природа, люди и боги были поко­рены им: дикие звери забывали о привычной вражде и вы­ходили из леса, во время похода аргонавтов его музе поко­рялись волны; все подземное царство (Аид, Персефона, Харон, Эринии) сострадало певцу, скорбевшему по умер­шей Эвридике, его прекрасной жене. Аид, владыка мертвых, разрешил Орфею увести жену из подземного царства на зем­лю, если певец выполнит условие: ни разу не обернется в течение всего долгого пути наверх. Орфей почти выполнил сказанное, но в самом конце пути все-таки остановился и посмотрел назад: идет ли Эвридика, не заблудилась ли? Наказание несчастному певцу последовало мгновенно: тень Эвридики исчезла в бездне подземного царства, а с ней и надежда на любовь и счастье. Долго горевал Орфей, а по­том вернулся во Фракию, где погиб от рук безумных менад, оскорбленных невниманием к ним певца. Виновным в гибе­ли Орфея часто называют Диониса, завидовавшего таланту и популярности Орфея и убившего его руками послушных ему женщин. Вся природа оплакивала Орфея, даже на ска­лах выступили слезы, а волны принесли голову Орфея к ос­трову Лесбос — родине лирической поэзии. С именем Ор­фея связана система религиозно-философских взглядов (орфики), в основе которых лежит синтез аполлоновского и дионисийского культов.