Теория искусства и методология истории искусства
Теоретическое понятие искусства. Искусство и художественная практика.Понятие «искусство». Этимология термина. Искусство как «техне» и искусство как «арс». Возможность построения теории искусства. Теория искусства и художественная практика. Художник как теоретик искусства. Искусство и истина. Правдивость искусства. Искусство как отображение действительности. Искусство как выражение чувства. Искусство как воспроизведение свободных ассоциаций. Психологизм в искусстве. Иррациональность искусства. Искусство с точки зрения теории информации. «Красота» в искусстве. Понятие «красоты». Искусство и «безобразное». Искусство как эстетизация действительности. Искусство и художник. Образ художника. Проблема «невозможности творчества». Художник и общество. Проблема зависимости и восприятия художником условий действительности.
Античная теория искусства.Представления об искусстве в античности. Античное учение о воспитательной роли искусства. Искусства мусические и гимнастические. Платон и его отношение к искусству. Применение понятия «теория искусства» к творчеству Платона. Ранний, зрелый и поздний периоды. Теория искусства в ранних диалогах Платона. Диалог «Ион». Понятие «одержимости». Виды одержимости в диалоге «Федр». Значение понятия «припоминание» («анамнесис») для философии и теории искусства Платона. Мифологическая форма учения об «анамнесисе». Осуждение поэтов в диалоге «Государство». Причины осуждения поэтов Платоном. «Подражание» («мимесис») как ключевой термин в зрелой платоновской теории искусства. Учение о «подражании подражанию». Значение теории искусства Платона для античного наследия и современных концепций. Сравнение основных положений учений Платона и Аристотеля об искусстве. Происхождение искусства по Аристотелю. Трактат «Поэтика». Трагедия как важнейший синтетический жанр античного искусства. Состав и содержание трагедии по Аристотелю. Понятие «катарсис». Различные толкования понятия «катарсис» исследователями творчества Аристотеля. Значение теории искусства Аристотеля для формирования теоретических представлений в средневековой и новой Европе.
Теория искусства в средние века.Адекватность употребления понятия «теория искусства» в применении к средневековым художественным концепциям. Особенности средневековых источников, повествующих об искусстве. Связь античного наследия со средневековыми представлениями об искусстве. Понятие «теоцентризм» и его применение к теории искусства. Символы, иносказания и знамения в трактатах. Включение художественного творчества в единую картину мира («суммы»). Искусство и его определения в средние века. Искусство и его производитель («мастер»). Свободные искусства. Полемика о роскоши. Прекрасное как геометрическая закономерность. Учение бл. Августина. Учение св. Фомы Аквинского о «целостности», «пропорциональности» и «ясности» как критериях прекрасного. Учение о свете и цвете в средние века. «Сочинение о различных искусствах» пресвитера Теофила. Учение пресвитера Теофила о «милости духа».
Возрождение как новый этап в освоении и развитии теоретических взглядов на искусство.Эпоха Возрождения, проблемы локализации и периодизации. «Высокое Возрождение». Основные черты классического Возрождения: антропоцентризм, обращение к античности, стихийный реализм. Художественное мировоззрение Ренессанса. Эстетический идеал Возрождения и его теоретическое осмысление. Переход живописи и поэзии из категории ремесел в категорию свободных профессий. Новый статус художника, художник как теолог и философ. Отношение искусства к природе. Своеобразие ренессансной трактовки подражания. Значение принципа красоты для искусства Ренессанса. Отношение идеи и опыта, науки и практики. Применение математической трактовки перспективы, анатомических и психологических знаний к области искусства. Л.‑Б. Альберти и его работы в области теории искусства. «Concinnitas» как центральное понятие теории Л.‑Б. Альберти. «Трактат о живописи» Л. да Винчи. Живопись как «подлинная дочь природы». Противоречия ренессансного художественного сознания.
Теория искусства в период классицизма.Понятие «классицизм». Периодизация классицизма. Академия наук и Академия художеств во Франции: их вклад в возникновение и развитие классицизма. Классицизм как стиль в литературе, живописи и музыке. Европейский рационализм (Р. Декарт и П. Гассенди) как философская основа классицизма. Формирование рационалистических установок классицизма. «Теория трех единств»: ее основные положения и разновидности. Деятельность П. Корнеля и Ж. Расина: их вклад в теорию искусства и практику театра. Театр эпохи классицизма и образ древнегреческой трагедии. Классицистский канон в живописи. Шарль Лебрен о методе изображения страстей. Противоречия и ограниченность классицизма. Спор о древних и новых. «Век Людовика Великого». Н. Буало – систематизатор эстетики классицизма. Трактат «Поэтическое искусство». Классификация поэтических жанров. Нормативная, «законодательная» составляющая трактата как правила художественного метода.
Теория искусства в Век Просвещения.Понятие «просвещение» и основные его представители. Просветительская установка на рационализм, концепция «естественных прав» человека. Сенсуализм, чувственность и страсти в творчестве просветителей. Энциклопедия и энциклопедизм как центральное проявление просветительской идеологии. Вольтер, его художественное творчество и теоретические установки. Разработка категории «вкуса» как принципа оценки художественного произведения. Понятие «прекрасное» («beau») у Дидро. «Философские исследования о происхождении и природе прекрасного». Ж.-Б. Дюбо и его «Критические размышления о поэзии и живописи». Концепция «потребностей», натуралистическое понимание искусства у Дюбо. Ж.-Ж. Руссо о вреде наук и искусств. Г.-Э. Лессинг: «Лаокоон». Разделение сферы поэзии и пластического искусства.
Романтическая теория искусства.Романтизм как направление в искусстве, комплекс философско-эстетических взглядов и художественный стиль. Особенности романтической теории искусства: индивидуализм, иррационализм, мистика и мифология, обращение к народному творчеству. Крупнейшие представители романтизма. Кружки романтиков. Иенский кружок (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Новалис, Л. Тик, Ф.-В.-Й. фон Шеллинг). Гейдельбергский кружок (К. Брентано, А. фон Арним, Йозеф Геррес, братья Гримм). Проблема искусства и действительности. Романтики о преобразующей роли искусства. Отношение романтиков к античному наследию. Деятельность А. Шлегеля. Романтики о рыцарском средневековье и христианской культуре. «Любовные песни немецких миннезингеров» Л. Тика. Романтизм и мистическое постижение действительности в творчестве Новалиса. Романтики о роли личности художника в творческом процессе, о природе его поэтического дара. Проблема романтической иронии. Исследование романтиками мифов, народных сказаний и песен. «Сказки братьев Гримм», «Волшебный рог мальчика». Требование народности и концепция «естественной поэзии». «Философия искусства» Ф.-В.-Й. фон Шеллинга – попытка создания комплексной конструкции в области искусства.
Реалистическая теория искусства.Проблема реалистического в искусстве. Реализма во французской литературе XIX в. Творчество Стендаля, Бальзака. Социальная обусловленность реалистического стиля. Выставка картин Г. Курбе «Реализм» (1855 г.) «Реалистическое» в понимании Г. Курбе. Альтернативность выставки Г. Курбе Манифест «Реализм» (1857 г.) Деятельность Шанфлери. Шанфлери о принципах реализма. Реализм и натурализм. «Натурализм» Э. Золя. Программные идеи Золя. Развитие идей реализма в отечественной эстетической мысли. Русский реализм. Н. Г. Чернышевский: «Эстетические отношения искусства к действительности». Различение Чернышевским истинных и мнимых потребностей. «Прекрасное есть жизнь». Действительность, практика, выносящая «приговор» теории. Трехсоставная природа искусства: воспроизведение действительности, объяснение воспроизводимых явлений, произнесение «суда» над действительностью.
Символы и аллегории в искусстве. Проблема синтеза искусств.Зарождение идей символизма. Функции символа в произведении искусства. Виды знаковых систем. Шеллинг о трехуровневой системе знака. Схема, аллегория, символ. Многомерность символа как художественной категории. Символы и аллегории в различных искусствах. Музыкальная ориентация символизма. Символизм в музыкальной драме Р. Вагнера. Попытки создания нового синтетического искусства. «Времена суток» О. Рунге. Р. Вагнер и его идея «gesamtkunstwerk». «Произведение искусства будущего». Древнегреческая трагедия как совокупное произведение искусства у Вагнера и Ницше. А. Белый и его концепция символизма. Символизм как личное творчество. В. Иванов и «дионисово действо».
Язык «ИЗО», как семиотическая система.Понятие изобразительного языка. Разновидности и способы классификации знаков. Изобразительные аналоги лексических и фразеологических построений. Синтаксис, семантика, прагматика. Интерпретация смысла художественного произведения.. Семантическое значение и знаковая экстраполяция действительности. Проблема иносказания в изобразительном искусстве. Фигуры речи и смысла. Темпоральные аспекты «ИЗО». Изобразительные символы и аллегории времени. Основные направления эволюции языка «ИЗО» в различные исторические эпохи.
Образ и образность в генезисе и восприятии «ИЗО».Творчество, как проекция внутреннего мира человека. Воображение как организующая сила. Образная деятельность как основа изобразительности. Изобразительное искусство как форма взаимодействия с миром образов. Феномен образа: определение и типология. Феномен изобразительности как «подражания». Художественный образ, как способ преломления и описания духовного и материального восприятия окружающего мира. Экстраполяция подсознательного образа и его восприятие. Кодификация образов в абстракции.
Стиль, направление и течение в изобразительном искусстве. Стиль, как воплощение исторических и национальных традиций художественной культуры. Индивидуальный стиль художника. Понятие «направления» и «течения» в теории изобразительного искусства. Общие и различные черты. Связь направлений и течений в изобразительном искусстве с другими видами искусства. Основные направления и течения «ИЗО». Предромантизм, бидермайер, символизм, кубизм, импрессионизм, дадизм, экспрессионизм, кубофутуризм, сюрреализм, абстракционизм, акционизм, поп-арт, концептуализм и др. Их нравственная и идеологическая составляющие.