Франклин Рузвельт
Михаил Делягин в труде «Мировой кризис» так описывает Технологию формирования общественного сознания. По аналогии с традиционными высокими технологиями, направленными на Изменение окружающей материальной среды (high-tech), выделяются технологии, изменяющие общественное сознание (high-hume). Информационная революция снизила эффективность и значимость Логического мышления. Традиционные технологии основываются на формальной логике, тогда как технологиям воздействия на общественное сознание соответствует творческая интуиция.
Пагубная ограниченность индивидуального сознания в условиях гло6ализации современного мира постепенно превращается в непосредственную угрозу развития не только маргинальных стран, но и существования человечества. Индивидуальное сознание воспринимает разрозненные элементы нового образа человечества с помощью информационно-коммуникационных Технологий, позволяющих мгновенно создавать, преобразовывать и передавать информацию. При этом индивидуальное сознание старается не замечать «качественного усложнения и повышения многообразия среды обитания». Посредством динамично развивающегося мирового валютно-финансового рынка небольшая, но богатая часть человечества научилась «делать деньги» без материальной реальности.
В экономическом смысле формирование сознания является примером классической услуги, которая в принципе не поддается отдалению от своего производителя. Это иллюстрируется на примере удовлетворения сенсорного (чувственного) голодания — подсознательного стремления части самых благополучных людей из богатых обществ погрузить себя в мир страха, угроз и насилия. Это учитывает Голливуд в соответствующей продукции кинематографа, играющей разрушительную роль в бедных социумах.
Управление при помощи технологий формирования сознания сводится в основном к убеждению. Эффективное управление достигается в современных условиях с помощью выдающихся менеджеров, популярных телеведущих, политтехнологов и журналистов‑аналитиков. Для них нет разницы между словами «обмануть» и «убедить».
При размывании реальности в информационную эпоху управляющие системы нашли выход в повсеместном конструировании ее заново. В массовом порядке управляющие системы применяют технологию формирования сознания. Эмиграция из реальности, по мнению Делягина, может привести к потере адекватности не только в масштабе авторитарных режимов, но и к непредсказуемым последствиям для всего человечества.
Колоссальная эффективность технологий формирования сознания создает и другую опасность: управляющая система стремится решать проблемы реального мира не реальными, а пропагандистскими действиями («промыванием мозгов»).
Третья опасность исходит из естественной и неизбежной ограниченности ресурсов любой управляющей системы при решении многочисленных проблем. В результате ресурсы концентрируются на решении более значимых проблем. Со временем внутри самой управляющей системы понимание того, что второстепенные проблемы сами по себе не решаются, полностью нивелируется. Управляющая система становится жертвой собственной виртуальной пропаганды.
Телевизионные картинки «оранжевых» и других восточноевропейских «революций», пропагандирующие самых честных «последних оплотов демократии», заменяют реальность. После краткосрочной эффективности «исправления восприятия вместо исправления действительности» наступает быстрая и необратимая утрата адекватности управляющими системами.
Эмиграция из реальности приводит к снижению ответственности управляющих систем и отдельных личностей. Широкомасштабная эрозия адекватности становится «гремучей смесью» для современной цивилизации.
Распространение технологий формирования сознания подорвало эффективность не приспособленных к ним общественных и
корпоративных систем управления. Для эффективного управления нужна не формальная, а содержательная демократия.
В процессе гло6ализации происходило размывание государства-нации, являющегося опорой современных демократий. традиционные властные функции государства в сфере международных отношений и внутренней политики переходят как к наднациональным, так и внутренним (региональным) субъектам. Снижение роли государства приводит в бедных обществах к усилению влияния внешних институтов, внедрению чуждых и враждебных интересов, представляющих угрозу национальной безопасности.
Глобализация ограничивает функции государства не только за счет возрастания роли транснациональных корпораций, но и увеличения влияния регионов. Высокоразвитые регионы, особенно центры высоких технологий, приобретают определенную внешнеэкономическую автономию и получают от государства преференции в обмен на политическую лояльность и существенный вклад в бюджет государства (например, штат Калифорния с технополисом «Силиконовая долина»). Наименее развитые регионы получают для саморазвития дополнительную свободу в международных контактах путем создания внутренних офшоров (например, крупнейший в мире центр игорного бизнеса «Лас-Вегас» в штате Невада).
Глобализация делает принципиально невозможной демократию прямого действия. Государственный лидер идет в народ только для того, чтобы улучшить свой рейтинг (политический аналог рыночной капитализации). Утрата взаимного понимания разрушает демократию. В процессе глобализации оказывается воздействие на местные национальные элиты, которые частично «покупаются» и перестают выполнять общественно полезную функцию, становятся «слишком далеки от народа». Элита является центральной нервной системой общества, отбирающей его побудительные импульсы. От тех, кто формирует сознание элиты, зависит конкурентоспособность общества. Часто сознание элиты формируется извне как форма внешнего управления. Элита, сознание которой сформировано стратегическими конкурентами извне, обречена на предательство национальных интересов.
Элита «информационного сообщества» не обязательно должна быть представлена высокотворческими людьми, раскрепощенными интеллектуально и духовно. Как пишет Делягин, у подавляющего большинства представителей «информационного сообщества» внешняя личная яркость, профессионализм и значительная энергетика «трагически сочетаются с глубочайшей внутренней пустотой, интеллектуальной скудностью и граничащим с убожеством догматизмом». В информационном пространстве они выполняют роль пропагандистов, реализующих принятые без них стратегические решения. Если властители дум («хозяева жизни») лишь выполняют роль талантливых и эффективных ретрансляторов, то кто же заказывает музыку? Если исключить Господа Бога и поиск очередного «мирового правительства», то этот процесс носит стихийный безличностный характер, он зарождается в собственном кругу «информационного сообщества», которое оказывается в силу интеллектуальной малоподвижности менее стабильными прочным, чем традиционное общество.
Резюме
Глобальные перемены затрагивают личную жизнь — брак и семью, любовные отношения и секс. Преобразования, затрагивающие личную жизнь, намного превосходят масштабы любой страны. Семья превратилась в поле битвы между традициями и современностью.
Отношения диалога в личной жизни соответствуют ценностям политической демократии. Это новое явление, названное учеными демократией чувств, находится на переднем крае борьбы между космополитизмом и фундаментализмом. демократия чувств является одним из элементов прогрессивной гражданской культуры, вырабатывающей терпимость и другие убеждения.
Мировые религии за тысячелетия своего существования не смогли едино‑
лично и полностью глобализировать мир в интересах одной конфессии.
Социальная глобализация особенно активно проявляется в форме «культурного империализма», отождествляемого с американской массовой культурой.
По аналогии с традиционными высокими технологиями, направленными на изменение окружающей материальной среды (high-tech), выделяются технологии, изменяющие общественное сознание (high-hume).
Глава 5