В конечном счете надлежит пройти вспять, до самой точки его начала; или как
с заблуждением, которое опровергается - должно быть опровергнуто фактически:
Ибо он требует, чтобы ему сопутствовали, он вынуждает принять, где только
Может, свою оценку существования. Что это значит? Столь чудовищный способ
Оценки фигурирует в человеческой истории отнюдь не под рубрикой исключений и
Курьезов: он представляет собою один из самых распространенных и самых
Продолжительных фактов. Прочитанное с какого-нибудь отдаленного созвездия,
Маюскульное письмо нашего земного существования соблазнило бы, пожалуй, к
Выводу, что Земля является по сути аскетической звездой, уголком, заселенным
Надутыми, высокомерными и гадкими тварями, которые не в состоянии отделаться
От глубокой досады на себя, на землю, на всякую жизнь, и только тем и
Заняты, что причиняют друг другу боль, из удовольствия причинять боль -
Возможно, единственного их удовольствия. Примем, однако, во внимание, с
Какой регулярностью, с какой непреложностью всплывает аскетический священник
Почти во все времена; он не принадлежит к какой-нибудь отдельной расе; он
Преуспевает повсюду; он произрастает из всех сословий. Не то чтобы он
Выращивал и насаждал свой способ оценки по наследству: как раз напротив -
Глубокий инстинкт, вообще говоря, скорее запрещает ему продолжение рода.
Должно быть, есть какая-то необходимость первого ранга, которая все снова и
Снова способствует произрастанию и преуспеянию этой жизневраждебной специи,
- должно быть, это в интересах самой жизни, чтобы такой тип самопротиворечия
Не вымер. Ибо аскетическая жизнь есть самопротиворечие: здесь царит
Беспримерный ressentiment, ressentiment ненасытимого инстинкта и воли к
Власти, которой хотелось бы господствовать не над чем-либо в жизни, а над
самой жизнью, над глубочайшими, сильнейшими, радикальнейшими ее условиями;
Здесь делается попытка применить силу для того, чтобы закупорить источники
Силы; позеленевший и злобный взгляд устремляется здесь на самое
Физиологическое процветание, в особенности на то, что его выражает, -
Красоту и радость; между тем как удовольствие ощущается и ищется в
Неудавшемся, чахлом, в боли, в злополучии, в безобразном, в самовольном
Ущербе, в обезличивании, самобичевании, самопожертвовании. Все это в высшей
Степени парадоксально: мы стоим здесь перед некой раздвоенностью, которая
Сама волит быть раздвоенной, которая сама наслаждается собою в этом
Страдании и даже делается все более уверенной в себе и торжествующей по мере