Безвестность; сторонение самого себя; пугливая неприязнь к шуму, почестям,
Газетам, влиянию; маленькая должность, будни, нечто охотнее скрывающее, чем
Выставляющее напоказ; при случае знакомство с безобидным веселым зверьем и
Всякой живностью, один вид которых действует благотворно; горы, заменяющие
Общество, но не мертвые, а с глазами (т. е. с озерами); временами даже
Комната в переполненном проходном дворе, где можешь быть уверен, что тебя
Примут не за того, и безнаказанно беседовать с кем попало - вот какова здесь
"пустыня": о, достаточно одинокая, поверьте мне! Когда Гераклит уединялся в
галереях и колоннадах огромного храма Артемиды, эта "пустыня", допускаю,
Была достойнее; отчего у нас отсутствуют такие храмы? ( - они, должно быть,
Не отсутствуют и у нас: припоминаю как раз свою удобнейшую рабочую комнату
На piazza di San Marco, весною, до полудня, между десятью и двенадцатью
Часами). Но то, чего избегал Гераклит, того же сторонимся нынче и мы: шума и
демократической болтовни эфесцев, их политики, их новостей об "Империи"
(персидской, читатель понимает меня), базарного скарба их "актуальностей", -
Ибо мы, философы, прежде всего нуждаемся в покое от одного, от всяческих
"актуальностей". Мы чтим все притихшее, холодное, благородное, далекое,
Прошедшее, все такое, при виде чего душе нет надобности защищаться и
Сжиматься, - нечто, с чем можно говорить, не повышая голоса. Вслушайтесь-ка
Хоть однажды в тембр, присущий уму, когда он принимается говорить: каждый ум
Имеет свой тембр, любит свой тембр. Вот этот, к примеру, должен наверняка
Быть агитатором, я хочу сказать, пустолыгой, пустым горшком: что бы в него
Ни входило, всякая вещь выходит из него приглушенной и утучненной,
Отягченной отголосьем великой пустоты. Тот другой редко когда говорит
Неохрипшим голосом: домыслился он, что ли, до хрипоты? Могло бы статься и
Так - справьтесь у физиологов, - но тот, кто мыслит словами, мыслит как
Оратор, а не как мыслитель (это выдает, что, по сути дела, он мыслит не
Предметы, не предметно, но лишь в связи с предметами и, стало быть, себя и
Своих слушателей). Вот еще один, третий, он говорит назойливо, он вплотную
Подступается к нам, нас обдает его дыханием - непроизвольно мы закрываем
Рот, хотя он говорит с нами через книгу; тембр его стиля объясняет, в чем
Дело - что ему некогда, что он почти не верит в самого себя, что он
Выложится сегодня или никогда уже. Но ум, уверенный в себе, говорит тихо; он
Взыскует укромности, он заставляет ждать себя. Философа узнают по тому, что
Он чурается трех блистательных и громких вещей, славы, царей и женщин, - чем