Благороднейшую роскошь из всех имеющихся в его распоряжении - оставить
безнаказанным того, кто наносит ему вред. "Какое мне, собственно, дело до
Моих паразитов? - вправе было бы оно сказать в таком случае. - Пусть себе
живут и процветают: для этого я еще достаточно сильно!" Справедливость,
начавшая с того, что "все подлежит уплате, все должно подлежать уплате",
Кончает тем, что смотрит сквозь пальцы и отпускает неплатежеспособного, -
Она кончает, как и всякая хорошая вещь на земле, самоупразднением. Это
Самоупразднение справедливости - известно, каким прекрасным именем оно себя
Называет: милостью - остается, как это разумеется само собой, преимуществом
Наиболее могущественного, лучше того, потусторонностью его права.
Здесь - слово для отвода предпринятых недавно попыток обнаружить
Источник справедливости на совершенно иной почве - именно, на почве
Ressentiment. Говоря на ухо психологам, в случае если им будет охота изучить
Однажды ressentiment с близкого расстояния, - это растение процветает нынче
Лучшим образом среди анархистов и антисемитов, как, впрочем, оно и цвело
Всегда, в укромном месте, подобно фиалке, хотя и с другим запахом. И
Поскольку из подобного должно с необходимостью следовать подобное, то нечего
Удивляться, видя, как именно из этих кругов исходят попытки, не раз уже
Имевшие место, - освятить месть под именем справедливости, точно
Справедливость была бы, по сути, лишь дальнейшим развитием чувства обиды, -
И вместе с местью возвеличить задним числом все вообще реактивные аффекты.
Последнее шокировало бы меня меньше всего: оно казалось бы мне даже некой
Заслугой с точки зрения всей биологической проблемы (относительно которой
Ценность упомянутых аффектов недооценивалась до сих пор). На что я только
Обращаю внимание, так это на обстоятельство, что именно из духа самого
Ressentiment произрос этот новый нюанс научной справедливости (в пользу
Ненависти, зависти, недоброжелательства, подозрительности, rancune, мести).
Названная "научная справедливость" тотчас же стушевывается и уступает место
Акцентам смертельной вражды и предвзятости, как только речь заходит о другой
Группе аффектов, имеющих, на мой взгляд, гораздо более высокую биологическую
Ценность, нежели те реактивные, и оттого по праву заслуживающих научной
Оценки и уважения: именно, о действительно активных аффектах, как-то
властолюбие, корыстолюбие и им подобные. (Е. Дюринг, "Ценность жизни"; "Курс
философии"; в сущности, всюду.) Столько вот против этой тенденции в целом;