Естественной, столь неизбежной мысль, на которую вынужденно ссылаются в
объяснение того, как вообще возникло на земле чувство справедливости:
"преступник заслуживает наказания, так как он не мог поступить иначе" - эта
Мысль фактически представляет собою крайне запоздалую, даже рафинированную
Форму человеческого суждения и умозаключения; кто помещает ее в начальные
Стадии развития, тот грубыми пальцами посягает на психологию древнейшего
Человечества. На протяжении длительнейшего периода человеческой истории
Наказывали отнюдь не оттого, что призывали зачинщика к ответственности за
Его злодеяние, стало быть, не в силу допущения, что наказанию подлежит лишь
Виновный, - скорее, все обстояло аналогично тому, как теперь еще родители
Наказывают своих детей, гневаясь на понесенный ущерб и срывая злобу на
Вредителе, - но гнев этот удерживался в рамках и ограничивался идеей, что
Всякий ущерб имеет в чем-то свой эквивалент и действительно может быть
Возмещен, хотя бы даже путем боли, причиненной вредителю. Откуда получила
Власть эта незапамятная, закоренелая, должно быть, нынче уже не искоренимая
Идея эквивалентности ущерба и боли? Я уже предал это огласке: из договорного
Отношения между заимодавцем и должником, которое столь же старо, как и
"субъекты права", и восходит, в свою очередь, к основополагающим формам
Купли, продажи, обмена и торговли.
Реминисценция этих договорных отношений, как и следовало бы ожидать
После предыдущих замечаний, влечет за собою всякого рода подозрения и
Неприязнь в отношении создавшего или допустившего их древнейшего
Человечества. Именно здесь дается обещание, именно здесь речь идет о том,
Чтобы внушить память тому, кто обещает; именно здесь - можно предположить
Недоброе - находится месторождение всего жесткого, жестокого, мучительного.
Должник, дабы внушить доверие к своему обещанию уплаты долга, дабы
Предоставить гарантию серьезности и святости своего обещания, дабы зарубить
Себе на совести уплату, как долг и обязательство, закладывает в силу
договора заимодавцу - на случай неуплаты - нечто, чем он еще "обладает", над
Чем он еще имеет силу, например свое тело, или свою жену, или свою свободу,
Или даже свою жизнь (или, при определенных религиозных предпосылках, даже
Свое блаженство, спасение души, вплоть до могильного покоя: так в Египте,
Где труп должника не находил и в могиле покоя от заимодавца, - конечно,
Именно у египтян покой этот что-нибудь да значил). Но главным образом
Заимодавец мог подвергать тело должника всем разновидностям глумлений и