Безбожниками; то, что остается им любить на земле, это не их братья в
ненависти, но их "братия во любви", как говорят они, все добрые и праведные
на земле".
- А как называют они то, что служит им утешением от всех жизненных
Страданий, - свою фантасмагорию оговоренного будущего блаженства?
- "Как? Не ослышался ли я? Они именуют это "Страшным судом",
пришествием их царства, "Царства Божия", - а пока что они живут "в вере", "в
любви", "в надежде"".
- Довольно! Довольно!
В вере во что? В любви к чему? В надежде на что? - Эти слабые -
Когда-нибудь и они захотят быть сильными, - это бесспорно, когда-нибудь
грядет и их "Царствие" - как сказано, оно называется у них просто "Царствие
Божие": на то ведь и предстаешь во всем столь смиренным! Уже для того, чтобы
Пережить это, потребна долгая жизнь, сверх смерти - потребна даже вечная
жизнь, чтобы можно было вечно вознаграждать себя в "Царствии Божьем" за ту
земную жизнь "в вере, в любви, в надежде". Вознаграждать за что?
Вознаграждать чем?.. Данте, сдается мне, жестоко ошибся, когда он с
вгоняющей в оторопь откровенностью проставил над вратами своего Ада надпись:
"и меня сотворила вечная любовь", - над вратами христианского Рая с его
"вечным блаженством" могла бы, во всяком случае с большим правом, стоять
надпись: "и меня сотворила вечная ненависть" - допустив, что над вратами,
ведущими ко лжи, могла бы стоять истина! Ибо что есть блаженство того рая?..
Мы, должно быть, сумели бы уже угадать это; но лучше, если нам выразительно
Засвидетельствует это авторитет, не подлежащий в таких вещах никакому
пренебрежению, Фома Аквинский, великий учитель и святой. "Beati in regno
Coelesti, - говорит он кротко, точно агнец, - videbunt poenas damnatorum, ut
beatitudo illis magis complaceat". Или угодно ли услышать это в более
Концентрированной тональности, из уст торжествующего отца церкви, который не
Рекомендовал своим христианам жестокие наслаждения публичных зрелищ - отчего
же? "Ведь вера дает нам гораздо больше, - говорит он (de spectac. с. 29
Ss.), - гораздо более сильное; благодаря искуплению нам ведь заповеданы
Совсем иные радости; вместо атлетов у нас есть свои мученики; а хочется нам
Крови, что ж, мы имеем кровь Христову... А что ждет нас в день Его
пришествия, Его торжества!" - и вот же, он продолжает, сей восхищенный
визионер: "At enim supersunt alia spectacula, ille ultimus et perpetuus
Judicii dies, ille nationibus insperatus, ille derisus, cum tanta saeculi