Болезненность и неврастения; что же касается снадобий, измышленных ими
Самими против собственной болезненности, то не впору ли сказать, что по
Своим последствиям они оказываются в конце концов во сто крат более
Опасными, нежели сама болезнь, от которой они должны были избавить? Само
человечество еще страдает последствиями этой жреческой лечебной наивности!
Подумаем, например, об известных формах диеты (воздержание от мясной пищи),
о постах, о половом воздержании, о бегстве "в пустыню" (вейр-митчелловское
Изолирование - разумеется, без последующего режима усиленного питания и
Откармливания, в котором содержится эффективнейшее средство от всяческой
Истерии аскетического идеала): включая сюда и всю враждебную чувственности,
Гнилую и изощренную метафизику священников, ее самогипноз на манер факиров и
Браминов - где Брама используется в качестве стеклянной пуговицы и
Навязчивой идеи, - и напоследок слишком понятное всеобщее пресыщение с его
Радикальным лечением - через Ничто (или Бога - стремление к unio mystica с
Богом есть стремление буддиста в Ничто, в Нирвану - не больше!). У жрецов
Именно все становится опаснее: не только целебные средства и способы
Врачевания, но и высокомерие, месть, остроумие, распутство, любовь,
Властолюбие, добродетель, болезнь - с некоторой долей справедливости можно,
Конечно, прибавить к сказанному, что лишь на почве этой принципиально
Опасной формы существования человека, жреческой формы, человек вообще стал
Интересным животным, что только здесь душа человеческая в высшем смысле
Приобрела глубину и стала злою, - а это суть как раз две основные формы
превосходства, ставившие до сих пор человека над прочими животными!..
Вы угадали уже, с какой легкостью может жреческий способ оценки
Ответвиться от рыцарски-аристократического и вырасти затем в его
Противоположность; повод для этого в особенности случается всякий раз, когда
Каста жрецов и каста воинов ревниво сталкиваются друг с другом и не желают
Столковаться о цене. Предпосылкой рыцарски-аристократических суждений
Ценности выступает мощная телесность, цветущее, богатое, даже бьющее через
Край здоровье, включая и то, что обусловливает его сохранность, - войну,
Авантюру, охоту, танец, турниры и вообще все, что содержит в себе сильную,
Свободную, радостную активность. Жречески-знатный способ оценки - мы видели
Это - имеет другие предпосылки: для него дело обстоит достаточно скверно,
когда речь заходит о войне! Священники, как известно, - злейшие враги. -
Отчего же? Оттого, что они суть бессильнейшие. Ненависть вырастает у них из