Аристократических суждений ценности, когда противоположность

"эгоистического" и "неэгоистического" все больше и больше навязывается

Человеческой совести - с нею вместе, если пользоваться моим языком, берет

Слово (и словоблудие) стадный инстинкт. Но и тогда еще долгое время

Названный инстинкт не обретает такого господства, при котором моральная

Расценка ценностей буквально застревает и вязнет в этой противоположности

(как то имеет место, например, в современной Европе: предрассудок, согласно

которому "моральный", "неэгоистический", "desinteresse" суть равноценные

понятия, царит нынче уже с силой "навязчивой идеи" и душевного

Расстройства).

Во-вторых, однако, - совершенно отвлекаясь от исторической

несостоятельности этой гипотезы о происхождении оценки "хорошо", заметим:

Она страдает внутренней психологической бессмыслицей. Полезность

Неэгоистического поступка должна быть источником его превознесения, и

Источник этот должен был быть забыт - как же возможно подобное забвение?

Следует ли отсюда, что полезность таких поступков однажды прекратилась?

Действительно как раз обратное: эта полезность, скорее, во все времена была

повседневным опытом, стало быть, чем-то непрерывно и наново подчеркиваемым;

Следовательно, не исчезнуть должна была она из сознания, не погрузиться в

Забвение, но все отчетливее вдавливаться в сознание. Насколько разумнее та

Противоположная теория (это, впрочем, не делает ее более истинной), которая,

Например, защищается Гербертом Спенсером: он, в сущности, приравнивает

понятие "хороший" к понятию "полезный", "целесообразный", так что в

суждениях "хорошо" и "плохо" человечество суммировало-де и санкционировало

Как раз свой незабытый и незабываемый опыт о полезно-целесообразном и

Вредно-нецелесообразном. Хорошо, согласно этой теории, то, что с давних пор

оказывалось полезным: тем самым полезное может претендовать на значимость "в

высшей степени ценного", "ценного самого по себе". И этот путь объяснения,

Как сказано, ложен, но, по крайней мере, само объяснение разумно и

Психологически состоятельно.

- Ориентиром, выводящим на правильный путь, стал мне вопрос, что,

собственно, означают в этимологическом отношении обозначения "хорошего" в

Различных языках: я обнаружил тут, что все они отсылают к одинаковому

преобразованию понятия - что "знатный", "благородный" в сословном смысле