Виды защит сетей постоянного тока.

Установка защиты источников электрической энергии первичной распределительной сети и фидеров потребителей не решает до конца задачу обеспечения живучести системы электроснабжения, если шины распреде­лительных устройств остаются без защи­ты. Действительно, при коротком замыка­нии на них возможен выход из строя всей системы электроснабжения и прекраще­ние работы всех потребителей. В связи с этим установка защиты шин распредели­тельных устройств весьма целесообразна, несмотря на то, что вероятность повреж­дения невелика.

Из большого количества известных схем защиты шин рассмотрим, в качестве примера, несколько вариантов.

Схема с использованием изолированного кожуха. Прин­цип построения и действия схемы рис. 17.39 заключается в следующем.

Шина распределительного устройства помещается в металлической коробке (ко­жухе) изолированной от корпуса. Ли­нии Л\ и Л подводящие питание к шине, снабжаются дифференци­альной защитой ДР-1 и ДР-2У которая имеет дополнительные отклю­чающие катушки, соединенные с кожухом К. При повреждении рас­пределительного устрой­ства и замыкании между шиной и -кожухом сраба­тывает предохранитель Я, напряжение с кожуха по­падает на отключающие катушки реле ДР-1 и ДР-2У последние срабаты­вают и изолируют аварий­ную шину от остальной сети.

Схема с поляри­зованными реле. Обмотки поляризованных реле ПР-1 и ПР-2 (рис. 17.40), соединенные последовательно, включаются между шинами достаточно удаленных друг от друга распределительных устройств РУ-1 и РУ-2. В нор­мальных условиях напряжения на шинах РУ-1 и РУ-2 одинаковы и

реле ПР-1 и ПР-2 не работают. При коротком замыкании, например на шинах РУ-2, ток в обмотках поляризованных реле течет в на­правлении от РУ-1 к РУ-2, срабатывает реле ПР-1 и, замыкая свои контакты, посылает сигнал на отключение линий, питающих РУ-2.

Недостатком такой защиты является возможность ложного срабатывания при коротком за­мыкании в линии или на соседнем распределительном устройстве, когда напряжение на шинах крат­ковременно понижается.

Схема импульсной защ и т ы. По этой схеме (рис. 17.41) все провода, присоединенные к шине распределительного устрой­ства, пропускаются сквозь ферро­магнитный тороид, вторичная об­мотка которого присоединяется к реле. В нормальных условиях ско­рость изменения суммарного пер­вичного тока всегда равна нулю и защита не работает. При корот­ком замыкании на шинах РУ появляется импульс э. д. с. во вторич­ной обмотке торой да, срабатывает реле и посылает сигнал на от­ключение питающих линий.

Питание отключающей цепи осуществляется от конденсатора С, который в нормальных условиях заряжается от шин через вентиль, а во время аварии этот вентиль отделяет конденсатор от аварийной шины.