Виды защит сетей постоянного тока.
Установка защиты источников электрической энергии первичной распределительной сети и фидеров потребителей не решает до конца задачу обеспечения живучести системы электроснабжения, если шины распределительных устройств остаются без защиты. Действительно, при коротком замыкании на них возможен выход из строя всей системы электроснабжения и прекращение работы всех потребителей. В связи с этим установка защиты шин распределительных устройств весьма целесообразна, несмотря на то, что вероятность повреждения невелика.
Из большого количества известных схем защиты шин рассмотрим, в качестве примера, несколько вариантов.
Схема с использованием изолированного кожуха. Принцип построения и действия схемы рис. 17.39 заключается в следующем.
Шина распределительного устройства помещается в металлической коробке (кожухе) изолированной от корпуса. Линии Л\ и Л2у подводящие питание к шине, снабжаются дифференциальной защитой ДР-1 и ДР-2У которая имеет дополнительные отключающие катушки, соединенные с кожухом К. При повреждении распределительного устройства и замыкании между шиной и -кожухом срабатывает предохранитель Я, напряжение с кожуха попадает на отключающие катушки реле ДР-1 и ДР-2У последние срабатывают и изолируют аварийную шину от остальной сети.
Схема с поляризованными реле. Обмотки поляризованных реле ПР-1 и ПР-2 (рис. 17.40), соединенные последовательно, включаются между шинами достаточно удаленных друг от друга распределительных устройств РУ-1 и РУ-2. В нормальных условиях напряжения на шинах РУ-1 и РУ-2 одинаковы и
реле ПР-1 и ПР-2 не работают. При коротком замыкании, например на шинах РУ-2, ток в обмотках поляризованных реле течет в направлении от РУ-1 к РУ-2, срабатывает реле ПР-1 и, замыкая свои контакты, посылает сигнал на отключение линий, питающих РУ-2.
Недостатком такой защиты является возможность ложного срабатывания при коротком замыкании в линии или на соседнем распределительном устройстве, когда напряжение на шинах кратковременно понижается.
Схема импульсной защ и т ы. По этой схеме (рис. 17.41) все провода, присоединенные к шине распределительного устройства, пропускаются сквозь ферромагнитный тороид, вторичная обмотка которого присоединяется к реле. В нормальных условиях скорость изменения суммарного первичного тока всегда равна нулю и защита не работает. При коротком замыкании на шинах РУ появляется импульс э. д. с. во вторичной обмотке торой да, срабатывает реле и посылает сигнал на отключение питающих линий.
Питание отключающей цепи осуществляется от конденсатора С, который в нормальных условиях заряжается от шин через вентиль, а во время аварии этот вентиль отделяет конденсатор от аварийной шины.