Отечественные танки
Компоновка советских танков развивалась по пути минимизации объемов занимаемых отделениями танка, его агрегатами и системами. Башни сохранили обтекаемую форму с более выраженным дифференцированием бронирования, которое стало достигать полуметра в лобовой детали.
Этапным советским танком стал Т-64, который является предшественником всех современных отечественных танков.
Основные отличительные особенности компоновки Т-64:
- применение механизма заряжания третьего типа характеризующегося жесткой связью конвейерной боеукладки с корпусом и выведением орудия на линию заряжания. Благодаря применению механизма заряжания удалось исключить из экипажа танка заряжающего и снять тем самым ограничения на уменьшение высоты танка;
- большие углы наклона комбинированной лобовой брони корпуса. Благодаря очень плотной компоновке и незначительным габаритным размерам удалось в два с лишним раза увеличить бронирование по сравнению с танком Т-62 практически при такой же массе танка;
- литая башня имела комбинированное бронирование лобовой детали;
- совмещение всех функций трансмиссии в двух компактных планетарных бортовых коробках передач позволило значительно уменьшить объем МТО;
- для защиты ходовой части от светового излучения и напалма опорные катки были выполнены с внутренней амортизацией без резиновых бандажей.
Танки Т-72 и Т-80 принципиально отличались от Т-64 только ходовой частью и двигателем. Объем МТО Т-72 стал несколько больше по сравнению с МТО Т-64 из-за необходимости размещения вентилятора системы охлаждения, но несмотря на это объем МТО Т-72 меньше объема МТО любого западного основного боевого танка.
Так как, в отличие от Т-64 с пятицилиндровым двигателем 5ТДФ, на Т-72 применен V-образный 12-и цилиндровый двигатель В-46-6 или В-84 типа В-2, то кроме двух БКП к агрегатам трансмиссии добавился, точнее говоря "вернулся", входной редуктор (гитара) передающий крутящий момент от коленчатого вала поперечно расположенного дизеля к входным валам БКП.
Танк Т-80, в отличие от Т-64 и Т-72, получил газотурбинный двигатель. Преимущество ГТД по сравнению с дизелем в более высокой габаритной мощности, однако, у ГТД высокий расход топлива и для обеспечения достаточного запаса хода пришлось увеличивать объем возимого топлива, что сводит на нет преимущество ГТД.
Специалисты до сих пор четко не определились с будущей судьбой ГТД на танках. Дело в том, что по поводу ГТД существует два общепринятых заблуждения, а именно:
1) ГТД на танке более пожароопасен по сравнению с дизелем, так как использует не дизтопливо, а керосин;
2) ГТД по сравнению с дизелем очень прожорлив и поэтому танк превращается в "топливовоз".
По первому пункту ответ прост: ГТД - многотопливный двигатель и может с успехом использовать дизельное топливо.
По второму внимательный читатель сразу обнаружит: то, что я говорил про Т-80, ниже я же приписал в заблуждение. Здесь имеется ввиду экономичность не конкретно выполненных ГТД (например, ГТД-1100 на Т-80) и дизеля (например, В-84 на Т-72Б), а экономичность перспективных двигателей. В теории КПД ГТД выше по сравнению с дизелем, однако, реализация высокого КПД ГТД на современном этапе крайне проблематична из-за недостаточного уровня технологий производства или очень дорога.
Основным преимуществом компоновки отечественных танков является ее высокая плотность, что позволяет иметь высокозащищенную машину с низким силуэтом и малой площадью продольного и поперечного сечения при сравнительно невысокой массе. Недостатком плотной компоновки является стесненность членов экипажа, практически нет возможности заменять членам экипажа друг друга без выхода из танка, выход механику-водителю из отделения управления в боевое затруднен. Кроме того, у Т-72 из-за высокой плотности компоновки МТО многие операции по ремонту двигателя и трансмиссии требуют высоких трудозатрат, что частично компенсируется высокой надежностью двигателя и трансмиссии, конструкция и технологичность которых многолетним совершенствованием практически доведены до совершенства.
Особо стоит отметить, что в отличие от западных танков со сварной башней, отечественные танки имеют литые башни с многослойным бронированием. Только в последнее время отдельные, в основном опытные или перспективные, танки имеют сварные башни (вариант Т-90С со сварной башней, "Черный Орел").
Кроме того, получившая большое распространение на Западе развитая кормовая ниша башни появляется в последнее время на некоторых перспективных отечественных танках ("Черный Орел") и на предлагающихся на экспорт опытных машинах (Т-72-120, Т-84-120 "Оплот" - вариант Т-84У со 120-мм пушкой).
Таблица- условный коэффициент защиты m/V некоторых танков | ||||
Танк | Масса m, т | Внутренний объем V, м3 | Коэффициент защиты m/V | Калибр вооружения, мм |
ИС-3 | 11.5 | |||
М46 | 14.6 | 3.01 | ||
Pz. V “Пантера” | 17.2 | 2.62 | ||
Т-72 | 11.8 | 3.47 | ||
М1 “Абрамс” | 53.4 | 19.7 | 2.71 | |
“Леопард-2” | 55.2 | 19.4 | 2.85 | |
“Чифтен” Mk 5 | 54.8 | 21.8 | 2.51 | |
АМХ-30 | 16.55 | 2.18 |
Рисунок – сравнительная площадь силуета некоторых ОБТ, м2