Раздел «Высшие растения»

1. Высшие растения и их место в системе органического мира.

2. Отличительные признаки высших растений.

3. Время и условия появления высших растений, их предки.

4. Деление высших растений на отделы. Их краткая характеристика.

5. Мохообразные – бессосудистые высшие растения их общая характеристика, классификация и происхождение.

6. Отдел печеночники, их строение, размножение, жизненный цикл на примере маршанции.

7. Отдел листостебельные мхи, особенности их строения и жизненного цикла.

8. Многообразие, роль в природе и практическое значение мохообразных. Мохообразные как биоиндикаторы.

9. Общая характеристика сосудистых растений, их преимущества и многообразие.

10. Риниофиты: представители, особенности строения и значение.

11. Псилотовидные (псилот и тмезиптерис), их особенности и значение.

12. Отдел плауновидные, общая характеристика, многообразие, деление на классы, происхождение.

13. Жизненный цикл равноспоровых растений на примере плауна булавовидного.

14. Жизненный цикл разноспоровых растений на примере селягинеллы.

15. Роль в природе и практическое значение плауновидных.

16. Класс хвощевидные, общая характеристика, классификация и происхождение.

17. Жизненный цикл хвоща полевого.

18. Роль в природе и практическое значение хвощевидных.

19. Отдел папоротниковидных, общая характеристика, классификация и происхождение.

20. Эуспорангиатные папоротники: ужовниковые и мараттиопсиды, важнейшие представители, их особенности и значение.

21. Класс полиподиопсиды, их особенности, многообразие и деление на подклассы.

22. Жизненный цикл папоротника мужского.

23. Сальвинииды, их строение и жизненный цикл на примере сальвинии плавающей.

24. Марсилииды, их строение и жизненный цикл на примере марсилии четырехлисточковой.

25. Ископаемые плауновидные, хвощевидные и папоротниковидные, их значение и геологическая роль.

26. Роль в природе и практическое значение папоротниковидных.

27. Общая характеристика семенных растений, их преимущества.

28. Происхождение и современная классификация семенных растений.

29. Краткая характеристика ископаемых семенных (праголосеменных, семенных папоротников и беннетитов).

30. Краткая характеристика классов гинкговых, саговниковых и оболочкосеменных.

31. Хвойные, их строение и размножение.

32. Жизненный цикл хвойных на примере сосны обыкновенной.

33. Многообразие и распространение голосеменных.

34. Роль в природе и практическое значение голосеменных.

35. Общая характеристика цветковых растений.

36. Строение цветка: цветоложе, околоцветник, андроцей, гинецей.

37. Околоцветник и многообразие его строения (симметрия, срастание, редукция).

38. Андроцей и его типы. Строение тычинки, образование микроспор и пыльцы.

39. Гинецей и пестик. Апокарпные и ценокарпные гинецеи.

40. Строение семезачатка цветковых. Образование мегаспор и зародышевого мешка.

41. Двойное оплодотворение цветковых.

42. Жизненный цикл покрытосеменных.

43. Основы экологии опыления.

44. Развитие и строение семян. Типы семян с эндоспермом, без эндосперма, с периспермом.

45. Соцветия и их основные типы.

46. Развитие плода. Основные типы плодов.

47. Распространение плодов и семян.

48. Происхождение цветковых растений (псевдантовая, стробилярная и теломная гипотезы).

49. Многообразие цветковых растений, их классификация.

50. Отличительные признаки двудольных и однодольных растений.

51. Краткая характеристика и обзор подклассов цветковых растений.

52. Порядок Магонолиецветные. Семейство магнолиевые.

53. Порядок Лютикоцветные. Семейство лютиковые.

54. Порядок Кувшинкоцветные. Семейство нимфейные.

55. Порядок Букоцветные. Семейство буковые.

56. Порядок Березоцветные. Семейство березовые.

57. Порядок Гвоздичноцветные. Семейство гвоздичные.

58. Порядок Гвоздичноцветные. Семейство маревые.

59. Порядок Ивоцветные. Семейство ивовые.

60. Порядок Каперцевые. Семейство крестоцветные.

61. Порядок Мальвоцветные. Семейство мальвовые.

62. Порядок Розоцветные, или Розанные. Семейство розоцветные.

63. Порядок Крушиноцветные. Семейство виноградные.

64. Порядок Бобовоцветные. Семейство бобовые.

65. Порядок Аралиецветные. Семейство зонтичные.

66. Порядок Бурачникоцветные. Семейство бурачниковые.

67. Порядок Вербеноцветные. Семейство губоцветные.

68. Порядок Норичникоцветные. Семейство норичниковые.

69. Порядок Тыквенноцветные. Семейство тыквенные.

70. Порядок Трехорешковые. Семейство молочайные.

71. Порядок Пасленоцветные. Семейство пасленовые.

72. Порядок Астроцветные, или сростнопыльниковые. Семейство сложноцветные.

73. Порядок Лилиецветные. Семейство лилейные.

74. Порядок Мелкосеменные. Семейство орхидные.

75. Порядок Осоковые. Семейство осоковые.

76. Порядок Чешуецветные. Семейство злаки.

77. Роль в природе и практическое значение цветковых.

78. Ведущие семейства цветковых во флоре Республики Мордовия.

79. Систематика и проблемы сохранения биологического разнообразия.

80. Редкие и исчезающие растения и Красные книги.

81. Понятие о флоре и растительности.

82. Растительное сообщество, взаимоотношение в нем растений.

83. Признаки растительного сообщества: условия обитания, видовой состав, ярусность, количественные соотношения видов.

84. Динамика растительных сообществ (сезонные и годичные изменения, сукцессии).

 

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

· а) основная литература

Учебники:

Лотова Л.И. Ботаника: Морфология и анатомия высших растений. М.: КомКнига, 2007. 512 с.

Комарницкий Н.А., Кудряшов Л.В., Уранов А.А. Ботаника. Систематика растений. М.: Просвещение, 1975. 608 с.

Еленевский А.Г., Соловьева М. П., Тихомиров В.Н. Ботаника высших, или наземных растений: Учеб. для студ. высш. учеб. пед. учеб. завед. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 432 с. - ISBN 5-7695-0353-6.

Белякова Г.А., Дьяков Ю.Т., Тарасов К.Л. Ботаника : в 4 т. Т. 1. Водоросли и грибы : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

Белякова Г.А., Дьяков Ю.Т., Тарасов К.Л. Ботаника : в 4 т. Т. 2. Водоросли и грибы : учебник для студ. высш. учеб. заведений. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 320 с.

Еленевский А.Г., Соловьева М.П., Тихомиров В.Н. Ботаника высших, или наземных растений: Учеб. для студ. высш. учеб. пед. учеб. завед. 3-е изд. испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.

Тимонин А.К. Ботаника : в 4 т. Т. 3. Высшие растения : учебник для студ. высш. учеб. заведений / А.К. Тимонин. . М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

Жуковский П.М. Ботаника. М.: Колос, 1982. 623 с.

Курс низших растений: Учебник для студентов университетов / Великанов Л.Л., Гарибова Л.В., Сидорова И.И., Успенская Г.Д.. М.: Высш. шк., 1981. 505 с.

Васильев А.Е. и др. Ботаника: Морфология и анатомия растений. М.: Просвещение, 1988. 480 с.

Лотова Л.И. Морфология и анатомия высших растений. М.: Эдиториал, 2000. 528 с.

Учебные пособия:

Гарибова Л.В., Лекомцева С.Н. Основы микологии: Морфология и систематика грибов и грибоподобных организмов. Учебное пособие. М.: Товарищество научных изданий КМК, 2005. 220 с.

Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию. М.: Изд-во МГУ, 2000. 192 с. Гордеева Т.Н. Практический курс систематики растений. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

Практикум по систематике растений и грибов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Г. Еленевский, М.П. Соловьева, Н.М. Ключникова и др. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 160 с.

Малый практикум по ботанике. Водоросли и грибы: Учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / Барсукова Т.Н., Белякова Г.А., Прохоров В.П., Тарасов К.Л. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 240 с.

Горбунова Н.П. и др. Малый практикум по низшим растениям. М.: Высшая школа, 1976. 216 с.

Гордеева Т.Н. Практический курс систематики растений. М.: Просвещение, 1986. 224 с.

Серебряков И.Г. Жизненные формы растений и их изучение // По­левая геоботаника. Т. 3. М.-Л.: Наука, 1964. С. 146-208.

 

• б) дополнительная литература

Учебные пособия:

Горбунова Н.П. Альгология. М.: Высшая школа, 1991. 216 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Мулдашев А.А.. Высшие растения: краткий курс систематики растений с основами науки о растительности: Учебник. – М.: Логос, 2001. – 264 с.

Мюллер. Э., Лефлер В. Микология. М.: Мир, 1995. – 343 с. Пер. с нем.

Сергиевская Е.В. Систематика растений: Практический курс, Спб: Лань, 1998. 448 с.

Подходы к систематике царства Mycota: Учебное пособие. Казань: Издательство Казанского университета, 2004. 72 с.

Монографии

Тахтаджян А.Л. Система магнолиофитов. Л.: Наука, 1987. 439 с.

Мюллер. Э., Лефлер В. Микология. М.: Мир, 1995. – 343 с. Пер. с нем.

Миркин Б.М. Что такое растительные сообщества. М.: Наука, 1986. 161 с.

Спец. реферативные журналы:

«Новости систематики низших растений»

• Др.

Гарибова Л.В. Обзор и анализ современных систем грибов. Петрозаводск: Карельский НЦ РАН, 1999. 28 с.

Жизнь растений: В 6 томах. Т. 1-6. М.: Просвещение, 1977-1982.

Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Энциклопедия природы России. Грибы. М.: ABF, 1997. 350 c.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.ipni.org/ – The International Plant Names Index (IPNI); http://www.plantarium.ru/ – открытый атлас сосудистых растений России и сопредельных стран; http://www.rbge.org.uk/ – The Royal Botanic Garden Edinburgh; http://www.bgbm.org/BGBM/garden/default.htm – Botanic Garden and Botanical Museum Berlin-Dahlem, Freie Universität Berlin; http://www.biodat.ru/db/vid/index.htm – Флора и фауна России; http://www.binran.ru/biodiv/ – Информационная система по биоразнообразию России; http://zapovednik-mordovia.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=95&Itemid=63 – база данных по гербарию Мордовского заповедника.

 

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

база данных по флоре Республики Мордовия и сопредельных территорий.

 

Информационно-справочные и поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.ru

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Световые микроскопы

Гербарий, коллекции, постоянные препараты, влажные препараты,

живые растения, грибы и лишайники

Презентации

Фотографии растений, лишайников и грибов

Экспозиции и фонды Биологического музея

Схемы, плакаты

Компьютерный класс

 

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Дисциплина «Ботаника» рассматривается как отдельный модуль и входит в междисциплинарный блок «Науки о биологическом многообразии».

Для изучения дисциплины рекомендуются как традиционные образовательные технологии – лекции и лабораторные занятия; так активные и интерактивные – компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, приглашение специалистов.